Найти в Дзене
Русский мир.ru

Человек, придумавший слово «вертолет»

120 лет назад, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1902 года родился Николай Камов. Инженер, конструктор вертолетов семейства «Ка».

Николай Ильич появился на свет в Иркутске, в семье преподавателя русского языка. С золотой медалью окончив иркутское коммерческое училище, директором которого к тому времени стал его отец, в 1918 году юноша поступил в Сибирский Томский технологический институт. Он стал самым молодым студентом этого учебного заведения, на момент поступления ему не было и шестнадцати.

Конструкторы автожира КАСКР-I Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев
Конструкторы автожира КАСКР-I Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев

ПЕРВЫЕ ВИНТОКРЫЛЫЕ МАШИНЫ

Годы учебы пришлись на непростое время в истории страны: гражданская война сопровождалась голодом, холодом и разрухой. Тем не менее, Николай проявил усердие в учебе. Ему повезло с учителями: одним из них был заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор Александр Квасников. Бывший ученик и лаборант основоположника аэродинамики Николая Жуковского, он вел большую научную работу по совершенствованию аэропланов. Квасников был боевым летчиком, он воевал на фронтах Первой мировой войны.

В 1923 году, после окончания института, двадцатилетний инженер Камов едет в Москву и поступает на работу на авиазавод Юнкерса. Прежде чем стать авиаконструктором, он два года изучал производство аэропланов, успев поработать сборщиком двигателей, слесарем, механиком, испытателем моторов.

В 1925 году фурор произвел доклад Камова на совещании по вопросам развития воздухоплавания и путях создания отечественного авиастроения, в котором молодой инженер обосновал необходимость создания автожира как промежуточного звена между самолетом и вертолетом. Фактически это самолетный фюзеляж с мотором, у которого вместо крыльев свободновращающийся несущий винт. Преимущества конструкции – медленный полет, то важно для разведки и наблюдения; простота и невысокая стоимость аппарата; способность приземлиться при отказе мотора.

Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо — Михаил Миль и Николай Камов
Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо — Михаил Миль и Николай Камов

Кстати, слово «вертолет» впервые появилось в русскоязычной технической литературе именно в этом докладе. Первоначально оно употреблялось в русском языке и в отношении автожиров, только к середине XX столетия вертолетом стали называть машины с несущим винтом, вращаемым при помощи двигателя.

Николай Камов был назначен руководителем специального конструкторского бюро при центральном ОСОАВИАХИМе. В этом же бюро работал Михаил Миль, создатель вертолетов семейства «Ми».

Ка-8 "Летающий мотоцикл"
Ка-8 "Летающий мотоцикл"

Результатом работы стало создание автожира А-7, вооруженного бомбами и пулеметом. Первый полет машина, весившая более двух тонн, совершила в 1934 году. В гражданском варианте А-7 испытывали для опрыскивания полей и лесов препаратами, защищавшими от вредителей. Испытания в боевых условиях были проведены в 1939 и в 1941 году, автожир оказался легкой добычей для вражеских истребителей. Разработка была свернута, но опыт, полученный при создании автожиров, пригодился и Камову, и Милю. Завод по производству винтокрылых машин. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован, Камов до самой Победы руководил производством самолетов традиционной конструкции.

Николай Камов с моделью вертолета Ка-22
Николай Камов с моделью вертолета Ка-22

СЕМЕЙСТВО КА

После войны работа над вертолетами была продолжена. В конце 40-х годов были созданы «воздушные мотоциклы» Ка-8 и Ка-10. Последний аппарат предназначался для флота, при его создании были проведены масштабные испытания по управлению вертолетом в море, по технологии взлета с палубы и посадки на нее. Этот опыт пригодился при создании вертолетов для военно-морского флота.

Ка-52 "Аллигатор"
Ка-52 "Аллигатор"

Среди созданных под руководством Камова машин - гражданский Ка-15, многоцелевой Ка-18, в шутку называемый летающим автомобилем, двухтурбинный Ка-25, двухдвигательный Ка-26, экспериментальный Ка-22.

Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Конструкторское бюро имени Камова сейчас входит в холдинг «Вертолеты России». Коллеги и ученики конструктора создали ударные вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», а также ряд других винтокрылы машин военного и гражданского назначения.