Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Мотоциклы ИЖ с двигателем 500 см3, показываю все и сразу!

Оглавление

Несмотря на то, что в массовом производстве среди мотоциклов ИЖ вы не найдете модели с силовым агрегатом объемом 500 кубиков, в качестве предсерийных образцов такая техника была. И непросто была, а дошла до наших дней и собрана в Музее техники Вадима Задорожного. Решил рассказать вам обо всех сразу.

-2

Активные попытки создать мотоцикл ИЖ с более объемным силовым агрегатом и поставить его на конвейер были предприняты несколько раз. В основном, дело заканчивалось наработками, которые так и оставались на бумаге и в чертежах. Но некоторые образцы удалось не просто воплотить в металле, в виде предсерийных образцов, но и провести полноценные испытания в реальных дорожных условиях.

-3

Первая попытка в виде ИЖ-555

Уникальный прототип ИЖ-555, созданный в начале 60-ых, был одним из первых, в череде попыток выпустить подобный мотоцикл в массовое производство. Советские дизайнеры, конструкторы и инженеры создали совершенно новый мотоцикл, который в те годы казался невероятно передовым.

-4

При разработке двигателя для ИЖ-555 было создано сразу несколько двухтактных агрегатов, различных по конструкции, из которых предстояло выбрать лучший вариант, после проведения серии испытаний.

-5

Разработка мотоцикла стартовала в 1961 году. Была с нуля создана рама, коробка, ходовая часть. За дизайн отвечал Всесоюзный НИИ Технической эстетики. Было создано несколько ходовых версий, причем были мотоциклы и с боковым прицепом. К 1965-ому году новый мотоцикл с 500-сот кубовым мотором, развивавшим от 25 до 30 л.с., прошел все испытания, но до конвейера так и не добрался. О настоящих причинах закрытия проекта остается только гадать.

-6

Мощный ИЖ Юпитер-500

Следующей разработкой с 500-сот кубовым мотором стал ИЖ Юпитер-500. Первый ходовой прототип появился уже в 1976 году. Предполагалось, что именно Юпитер-500 с двухтактным двигателем объемом 496 кубических сантиметров появится на конвейере в 1980-ом году.

-7

На некоторых экспериментальных моделях применили полностью гидравлическую тормозную систему, а на переднем колесе появился дисковый тормоз. Однако, потом от диска отказались, оставив барабанные тормоза, а вот привод на заднее колесо и колесо бокового прицепа остался гидравлическим. Специально под новинку разработали совершенно новую дуплексную раму.

-8

Что касается самого двигателя. То новый двухтактный мотор развивал до 40 л.с.!!! Основной особенностью мотора стала система раздельной смазки. Масло подавалось в камеру сгорания с помощью насоса. Причем подача была различной по интенсивности, и напрямую зависела от частоты оборотов двигателя. Специально для масла была предусмотрена отдельная емкость. Она была размещена сбоку под панелью с надписью Юпитер-500.

-9

Такая конструкция смазки позволила существенно уменьшить потребление моторного масла. Не говоря уже об уменьшении выбросов сизого дыма из выхлопных труб. Питание двигателя осуществлялась с помощью двух карбюраторов. Представляю как было непросто, все это синхронизировать.

-10

Так или иначе предсерийные мотоциклы в 1979 году проходят все испытания госкомиссии. Как и планировалось, серийный выпуск Юпитер 500 должен был состоятся в 1980-ом году. Но в последний момент, было решено, что стране нужен 4-ех тактный ИЖ и проект закрыли.

-11

Оппозитный ИЖ-500

В начале 80-ых стартует новая вариация ИЖ-500. На этот раз советские инженеры решили создать совместный проект с чехословаками. Специалисты Ява предложили сделать две версии нового 4-ех тактного оппозитного двигателя.

-12

Первую версию оппозитного агрегата рабочим объемом 350 кубиков должны были делать в Чехословакии, а вторую модификацию с 500-от кубовым мотором планировали собирать в Ижевске. Движки были довольно сильно унифицированы и различались только объемом. В итоге ни ЯВА, и Ижевский завод, новый оппозитный мотоцикл на поток поставить не смогли.

-13

Что касается вот этого красавца, который изображен на фото. То спереди, здесь уже установлен дисковый тормоз, новейшая 5-ступенчатая коробка и карданная передача на заднее колесо.

-14

Разрабатывались мотоциклы, как с боковым прицепом, так и без. Сколько было создано предсерийных версий толком никто не знает. Причины закрытия довольно интересного проекта непонятны. Возможно возникли проблемы с партнерами из Чехословакии или невозможность освоить, какие то комплектующие. В итоге, разработки свернули в 1985 году.

ИЖ-Орион 550 см3

Примерно в это же время стартует следующая попытка сделать современный мотоцикл. На этот раз, советские конструкторы решили, что не будут изобретать велосипед, а просто возьмут за основу иностранный образец. Выбор пал на японский Ямаха XT 550.

-15

В качестве двигателя одноцилиндровый, 4-ех тактный двигатель рабочим объемом 550 кубиков мощностью 38 л.с., система охлаждения воздушно-масляная, коробка 5-ступенчатая, интегрированная с движком в одном корпусе, привод цепной. Задняя подвеска была создана на основе моноамортизатора, с возможностью регулировки жесткости.

-16

Новейший ИЖ-Орион, именно так назвали советского-японский мотоцикл, должен был появится на конвейере к концу 80-ых, начале 90-ых. Самое интересное, что пока готовили мотоцикл к производству успели заменить спицевые колеса на литые диски, а вместо барабанов внедрить дисковые тормоза. Поэтому на нашем фото представлены де версии Ориона. Ранний и поздний.

-17

Но двигатель и подвеска принципиально не изменились. Хотя и их предстояло изрядно переделать под условия эксплуатации на дорогах СССР.

-18

У японцев были закуплены все лицензии, техническая документация и велась закупка нового производственного оборудования. В частности, успели приобрести часть литейного оборудования, станки для обработки головок цилиндра двигателя и картеров, цилиндров-резервуаров телескопической вилки и производства литых колес.

-19

По начальному плану, локализация мотоцикла, должна была быть, чуть ли не 100%-ой. Но тут грянул развал СССР и финансирование проекта было прекращено. Хотя к тому моменту уже практически завершили адаптацию японского двигателя к нашему топливу и маслу. По некоторым сведениям, именно это и было чуть ли не главной проблемой японской техники в СССР.

-20

Последний 500 кубовый ИЖ-Орион так и не стал массовым мотоциклом. Хотя именно этот проект был максимально близок к своей реализации. В 90-ые данную затею забросили окончательно.

-21

Специально для своих подписчиков сделал видео на данную тему. Смотрим.

Не забываем подписываться, чтобы не пропускать интересный контент!

#мотоциклыссср #иж #мотоциклыиж #оппозит #двигатель #мото #автомобильная россия