Найти тему

Когда в Средней Азии стала популярна тюбетейка

На сайте Российскоц Государственной Библиотеки размещено очень странное утверждение:

Цитата:

Важно отметить, что до XX века тюбетейку никогда не носили просто так, как отдельный головной убор. Мужчины раньше повязывали на ней чалму, а женщины надевали на неё паранджу, платок или накидку. Никто не выходил в свет в одной лишь тюбетейке.
Всё изменилось с приходом советской власти. Тюбетейка превратилась не только в самостоятельный головной убор, который носили и женщины, и мужчины, но и стала восприниматься как символ многообразия и дружбы народов СССР. Всё разнообразие цветов и узоров тоже появилось уже в советский период.
https://www.rsl.ru/ru/materialyi-novostej/kak-tyubetejka-stala-simvolom-czentralnoj-azii

Если посмотреть поверхностно, то с этим утверждением можно было бы и согласиться. Интереса для можно полистать галерею ниже - действительно, народ все больше в чалмах, а также в роскошных халатах и весьма благообразного вида.

Но есть целый ряд снимков XIX века (и чуть позже), где жители Средней Азии тюбетейки носят.

Коканд. Угольный базар.
Коканд. Угольный базар.

В чалме никого, все в тюбетейках.

Коканд. Базарная улица. №13
Коканд. Базарная улица. №13

На переднем плане три местных жителя. И все они в тюбетейках.

Привет из Коканда. Джины очищают хлопок
Привет из Коканда. Джины очищают хлопок

Джины - это хлопкоочистительные машины. У рабочего, обслуживающего их, на голове тюбетейка же.

Привет из Коканда. Хлопковый завод.
Привет из Коканда. Хлопковый завод.

А вот тут уже интересная композиция, подсказывающая, в чем тут дело. Мужчины в центре носят чалму, а слева тюбетейки.

Коканд. Уличный сапожник.
Коканд. Уличный сапожник.

И сам сапожник, и его богато одетый клиент в тюбетейках.

Коканд. Шорня и цирюльник на базаре.
Коканд. Шорня и цирюльник на базаре.

Если благообразный старец, ожидающий своей очереди, сидит в чалме, то сам цирюльник носит тюбетейку

Дом в Ходженте. Снимок Гюго Крафта.
Дом в Ходженте. Снимок Гюго Крафта.

Мужчины, один из которых, возможно, слуга, сняты в «домашней», повседневной обстановке. Понятно, что снимок постановочный, но едва ли они они надели на головы тюбетейки ради фотографа или по его указанию.

Сарт за письмом. Снимок Гюго Крафта, сделан в Самарканде либо в Бухаре.
Сарт за письмом. Снимок Гюго Крафта, сделан в Самарканде либо в Бухаре.

Не только простолюдины в качестве головного убора использовали тюбетейку. Вот мирза, секретарь или просто писец, лицо достаточно почтенное — и на голове у него тюбетейка же.

Узбек-земледелец. Ташкент. Снимок Гюго Крафта.
Узбек-земледелец. Ташкент. Снимок Гюго Крафта.

Уверен, проницательный читатель уже сделал свой вывод: тюбетейки в Средней Азии носили и до установления советской власти.

Но носили в повседневной жизни, работая в поле, занимаясь ремеслом или торгуя на рынке. Или же в домашней обстановке.

Чалма же была головным убором «парадным», для торжественных случаев, для посещения мечетей, празднеств, ее надевали, отправляясь в гости к важным лицам. И носили чалму по большей части важные люди: купцы, священнослужители, официальные лица.

Естественно, что европейские фотографы снимали в первую очередь именно на центральных улицах среднеазиатских городов, на празднествах, словом там, где местные жители старались одеться понарядней.

Что и породило искаженное восприятие, ошибку наблюдателя: рассматривая старые фотографии и видя в основном мужчин в чалмах можно сделать вывод, что все среднеазиатские жители всегда носили только чалму.

После же победы революции и установления советской власти чалма постепенно выпала из обихода. Тут сказались и борьба с религией со стороны коммунистических властей, и борьба за новый быт.

Что и породило ошибочное утверждение «до XX века тюбетейку никогда не носили просто так, как отдельный головной убор». Утверждение самых главных российских библиотекарей, в остальном людей вполне почтенных.

#Узбекистан

#Ташкент

#Бухара

#самарканд

#коканд

Еда
6,93 млн интересуются