До российского дебюта нового Renault Duster остаётся всё меньше времени. Самое время вспомнить, что это, на самом-то деле, никакой не Renault, а Dacia! Внедорожник бюджетного бренда из Румынии. Кстати, именно Румыния, не считая СССР, конечно, была главным любителем вездеходов среди стран соцлагеря. И сегодня мы вспоминаем внедорожники, которые по мере сил помогали строить коммунизм.
Beijing BJ212 (1964)
Тот случай, когда вы, скорее всего, не знаете название машины, но точно её где-то видели. Конечно, Beijing BJ212 (или, проще говоря, «Пекин-BJ212») — один из самых долгоиграющих внедорожников в истории. На вооружении армии Китайской Народной Республики он стоял с 1964-го аж до конца нулевых годов. И вы гарантированно видели его — в выпусках международных новостей или в голливудских боевиках.
Внешнее сходство «Пекина» с российскими вездеходами не случайно. Здесь явно считывается советский след: и в дизайне, и в конструкции. Скажем, рама и коробка передач BJ212 позаимствованы у ГАЗ-69, схема подвески срисована с ульяновской «буханки», а мотор — с УАЗ-451.
Skoda Trekka (1966)
По большому счёту, это даже не внедорожник. Ведь Trekka выпускалась только с задними ведущими колёсами. Так что давайте считать её кроссовером.
Другая особенность этой Skoda, помимо забавной внешности и монопривода, — это место её рождения. Вездеход собирали — не поверите! — в Новой Зеландии. Авторство нехитрого дизайна в стиле Land Rover Series II принадлежит местной фирме Motor Lines, которая занималась экспортом и локальной сборкой автомобилей Skoda. Именно там родилась идея построить квазивнедорожник на шасси универсала Octavia 1959 года.
«Трекка» была официально представлена в 1966-м году, но имела лишь локальный успех. Всего собрали чуть больше двух тысяч «недовнедорожников», а потом закончились донорские шасси. В любом случае Trekka и по сей день сохраняет звание первого и единственного автомобиля, разработанного в Новой Зеландии.
ARO 240 (1972)
Изначально фирма ARO (аббревиатура Auto ROmania) из труднопроизносимого города Кымпулунг выпускала по лицензии советские ГАЗ-69. Немного потренировавшись, румынские инженеры решили, что и сами могут не хуже. И даже лучше!
ARO 24-й серии дебютировал в начале 70-х и сразу стал большим успехом маленькой социалистической республики. Ничего революционного в конструкции не было: рамное шасси, нехитрый кузов, чем-то напоминавший всё те же «лендроверы», жёстко подключаемый полный привод. Но когда к основным ингредиентам добавляется низкая цена, у блюда появляются все шансы быть съеденным.
К тому же инженеры ARO весьма дальновидно оснастили внедорожник пружинной передней подвеской — редкость для начала 70-х. Так что покупатели в Испании, Великобритании, Канаде, Австралии и других капиталистических странах отмечали не только дешевизну, но и достойную плавность хода.
Кстати, ARO были даже в гараже Эриха Хоннекера и Николая Чаушеску – лидеров ГДР и Румынии, любивших выезжать на охоту.
ARO 320 (1978)
Международный успех ARO был бы невозможен без широкой модельной гаммы. Румынский внедорожник предлагался с мягким и жёстким верхом, с двухдверным и четырёхдверным кузовом. Покупатели могли выбирать между пикапом и универсалом, а число вариантов бензиновых и дизельных моторов приближалось к десятку — от доморощенных румынских до бензиновых двигателей Toyota и турбодизелей Peugeot.
А в конце 70-х ARO выпустила модель 320. По сути, тот же ARO 240, но с удлинённым шасси. Изначально это был бортовой грузовик с одинарной, а затем и полуторной кабиной. Потом на базе «трёхсотки» построили пикап с двойной кабиной и полноценный внедорожник ARO 328 габаритами примерно с Land Cruiser Prado.
Сегодня даже не верится, что задолго до всемирного бума на внедорожники позабытая ныне ARO отгружала вездеходы на экспорт тысячами!
ARO 10/Dacia Duster (1984)
А вот и Duster! Румынский бренд уже давно засветился на рынке кроссоверов. Дебютировавший в середине 80-х ARO 10 был, как сейчас бы сказали, типичным городским SUV. В его основе лежало шасси Dacia 1310 (лицензионная копия старенького седана Renault 12). Плюс стильный кузов в стиле Citroen Mehari и Renault Rodeo. Только в отличие от французов, румынский внедорожник можно было получить и с полным приводом.
У ARO 10, как и у старших братьев, тоже вполне счастливая рыночная судьба. Машина успешно шла на экспорт. Причём на британском рынке этот румынский кроссовер предлагался под именем Dacia Duster. Понимаете, откуда ноги растут?
Tarpan 233 (1972)
А это — малоизвестный широкой публике внедорожник родом из Польши. Хотя, опять же, лучше называть его кроссовером. Полный привод для Tarpan 233 не предлагался даже в качестве опции, но характерные обводы кузова и увеличенный дорожный просвет позволяют назвать его «городским SUV».
Конструктивно «Тарпан» — сборная солянка из всего, чем был богат (или беден?) польский автопром. Мотор и передняя подвеска — от «Варшавы» (то есть «Победы»), тормоза и задний мост — от фургона «Жук», а вот дизайн свой, уникальный. Хотя, признаться, малопривлекательный.
Звёздный час «Тарпана» — визит Папы Римского в Польшу летом 1979-го. Тогда эти машины предоставили охране и представителям прессы, сопровождавшим понтифика. Так диковинная польская машинка засветилась на весь мир.
Tarpan Honker (1988)
Полноценным внедорожником «Тарпан» стал лишь в конце 80-х. Полноприводной Honker разработали в первую очередь для нужд военных. В основе – шасси от модели с индексом 233, а трансмиссию 4х4 планировали позаимствовать у соседей из Румынии (ARO) или СССР (УАЗ). Но передумали. В итоге полноприводную трансмиссию с жёстким подключением передка разработали и выпускали в Польше, на заводе в Познани.
«Хонкер» предлагался в форм-факторе двухдверного универсала и пикапа. Неплохая в целом машина появилась на рынке не в самый удачный момент времени. Падение Берлинской стены и массовое бегство стран соцлагеря из-под влияния СССР открыли польским покупателям все прелести рынка качественных подержанных машин из Западной Европы. Это был удар, который «Тарпан» выдержать не смог...
Бонус: Tatra V809 (1940)
Эта машина не помогала строить коммунизм, а, наоборот, боролась с ним. После оккупации Чехословакии, начавшейся ещё в 1938-м аннексией Судет, немцы заставили чешскую промышленность работать на себя. Так в соединения вермахта пробилась внедорожная Tatra V809.
Это был добротный полноприводной вездеход с понижающей передачей и 2,5-литровой оппозитной «четвёркой» мощностью 52 л.с. От обычного «кюбельвагена» Tatra выгодно отличалась не только полным приводом, но и уровнем комфорта. Возможно, именно поэтому специально для генерала Эрвина Роммеля был изготовлен заказной экземпляр V809 с закрытым кузовом. «Лис пустыни» использовал этот автомобиль во время Африканской кампании.