В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи. У тяжёлых же - самые настоящие шасси, прямо как у самолётов. Шасси могут быть убирающимися или стационарными. Полозья же не убираются.
Давайте выяснять, почему у лёгких вертолётов полозья, а у тяжёлых шасси?
На самом деле, существует такой миф, что якобы полозья ставятся на заграничные вертолёты, а вот советские и отечественные винтокрылы всегда на шасси. Однако если посмотреть на тяжёлые американские Чинуки и Сикорские, то они все на шасси.
Причём у полозьев есть довольно много преимуществ:
- Во-первых, они легче чем колёсные шасси, и поэтому их установка на лёгкие вертолёты вполне закономерна;
- Во-вторых, полозья обладают низким аэродинамическим сопротивлением воздуху, и поэтому их не нужно убирать;
- В-третьих, они практически не ломаются, потому что там нет изнашивающихся деталей, ведь по сути это трубчато-профильная конструкция.
Однако когда дело доходит до строительства тяжёлых транспортных, военно-транспортных вертолётов, а также грузовых и вертолётов-кранов, то ни о каких полозьях не может идти и речи. Причём если максимальная скорость вертолёта более 300 км/ч, то принято снабжать шасси механизмом уборки-выпуска. Так удаётся существенно снизить сопротивление воздуху.
Если же максимальная скорость вертолёта не превышает 250 км/ч, то шасси делают стационарными, без механизма уборки. Это связано с тем, что на небольших скоростях они не создают критического сопротивления воздуху, и в этом случае перерасход горючего небольшой.
А вот сам механизм уборки-выпуска шасси может весить довольно много, что тоже негативно скажется на потреблении топлива.
Так вот, тяжёлые вертолёты не оснащают полозьями, потому что после посадки они превратятся в "недвижимость". Иными словами когда вертолёт тяжёлый, то он должен иметь возможность катиться по ВПП в сторону ангара. При наличии обычных колёсных шасси для его буксировки подойдёт стандартная аэродромная техника.
Что же касается лёгких вертолётов, то здесь ситуация иная. Потому что существуют специальные буксировщики, которые фактически поднимают вертолёт полностью, удерживая его за полозья, после чего откатывают в ангар. Такие буксировщики чаще всего электрические, на батарейках и снабжены своими роликами.
Что же касается стоимости такого небольшого вертолётного буксировщика, то она сопоставима со стоимостью похожего складского оборудования, и не идёт ни в какое сравнение со стоимостью самого вертолёта. Так что с их приобретением проблем не возникает.
Такой небольшой буксировщик позволяет лёгким вертолётам не иметь шасси, что существенно продлевает им дальность лёта на одной заправке.