29,2K подписчиков

Почему у лёгких вертолётов полозья, а у тяжёлых шасси

1,4K прочитали

В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи. У тяжёлых же - самые настоящие шасси, прямо как у самолётов. Шасси могут быть убирающимися или стационарными. Полозья же не убираются.

Давайте выяснять, почему у лёгких вертолётов полозья, а у тяжёлых шасси?

В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи.

На самом деле, существует такой миф, что якобы полозья ставятся на заграничные вертолёты, а вот советские и отечественные винтокрылы всегда на шасси. Однако если посмотреть на тяжёлые американские Чинуки и Сикорские, то они все на шасси.

Причём у полозьев есть довольно много преимуществ:

  • Во-первых, они легче чем колёсные шасси, и поэтому их установка на лёгкие вертолёты вполне закономерна;
  • Во-вторых, полозья обладают низким аэродинамическим сопротивлением воздуху, и поэтому их не нужно убирать;
  • В-третьих, они практически не ломаются, потому что там нет изнашивающихся деталей, ведь по сути это трубчато-профильная конструкция.
В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи.-2

Однако когда дело доходит до строительства тяжёлых транспортных, военно-транспортных вертолётов, а также грузовых и вертолётов-кранов, то ни о каких полозьях не может идти и речи. Причём если максимальная скорость вертолёта более 300 км/ч, то принято снабжать шасси механизмом уборки-выпуска. Так удаётся существенно снизить сопротивление воздуху.

Если же максимальная скорость вертолёта не превышает 250 км/ч, то шасси делают стационарными, без механизма уборки. Это связано с тем, что на небольших скоростях они не создают критического сопротивления воздуху, и в этом случае перерасход горючего небольшой.
В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи.-3
А вот сам механизм уборки-выпуска шасси может весить довольно много, что тоже негативно скажется на потреблении топлива.

Так вот, тяжёлые вертолёты не оснащают полозьями, потому что после посадки они превратятся в "недвижимость". Иными словами когда вертолёт тяжёлый, то он должен иметь возможность катиться по ВПП в сторону ангара. При наличии обычных колёсных шасси для его буксировки подойдёт стандартная аэродромная техника.

В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи.-4

Что же касается лёгких вертолётов, то здесь ситуация иная. Потому что существуют специальные буксировщики, которые фактически поднимают вертолёт полностью, удерживая его за полозья, после чего откатывают в ангар. Такие буксировщики чаще всего электрические, на батарейках и снабжены своими роликами.

Что же касается стоимости такого небольшого вертолётного буксировщика, то она сопоставима со стоимостью похожего складского оборудования, и не идёт ни в какое сравнение со стоимостью самого вертолёта. Так что с их приобретением проблем не возникает.
В мире винтокрылой авиации есть очень условное разделение вертолётов на лёгкие и тяжёлые. Причём у лёгких в качестве опорных элементов выступают полозья, похожие на лыжи.-5

Такой небольшой буксировщик позволяет лёгким вертолётам не иметь шасси, что существенно продлевает им дальность лёта на одной заправке.