Когда упоминают про морские мины (например, в контексте минирования рек, портов, проливов, участков акватории и пр.), у обывателя первым делом возникает образ якорной мины - шипастого шара, который плавает на поверхности воды, будучи привязанным к покоящемуся на дне грузу (якорю).
На самом деле, такая мина далеко не единственная, есть и другие, работающие по иному принципу, к тому же, якорные мины вовсе не обязательно должны плавать на поверхности, наоборот, они обычно "висят" в толще воды на той или иной глубине, чтобы пробоина в корабле, если повезёт, была ниже ватерлинии. В этом случае есть вероятность и субмарину грохнуть. И, разумеется, обнаружить притопленную мину чисто визуально просто невозможно.
Для борьбы с ними существуют специальные корабли - тральщики, которые курсируют по краю заминированной акватории, с помощью так называемого минного трала находят якорные мины и утаскивают их в другое место, где с ними уже можно не церемониться. Классическим примером этого приспособления служит ТРАЛ ШУЛЬЦА.
Этот по-настоящему первый эффективный противоминный морской трал в боевых условиях быв впервые применен во время русско-японской войны 1905 года. Разработан в 1897 году лейтенантом российского флота К.Ф. фон Шульцем.
Константин Фёдорович, он же Константин Пауль Готлиб фон Шульц (31 октября/12 ноября 1864 - 31 марта/13 апреля 1904) - капитан 2 ранга российского флота, старший флагманский минный офицер штаба командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Степана Осиповича Макарова. Инициатор и организатор оснащения боевых кораблей Балтийского флота и Тихоокеанской эскадры радиосвязью накануне Русско-японской войны.
Закончил Морское кадетское училище, затем Минные офицерские классы.
В 1897 году разработал и испытал совершенно новый вариант трала для борьбы с якорными минами. Главная особенность ТРАЛА ШУЛЬЦА в том, что тралящая часть на заданной глубине удерживалась с помощью буйков и оттяжек. Чтобы во время буксировки она не всплывала, к ней крепились свинцовые грузы. Конструкция трала гарантировала от обрывов, так как его тралящая часть не соприкасалась с дном. Всё это позволило увеличить скорость траления до шести узлов. Трал позволял буксировать мину на мелкое место, где всплывшую на поверхность, её можно было расстрелять или взорвать подрывным патроном.
Принятый в 1898 году на вооружение, ТРАЛ ШУЛЬЦА в боевых условиях впервые нашел применение в Русско-японской войне, после чего идею переняли во многих странах мира. Помимо этого Шульц испытал уникальную систему постановки контрмин с созданным им оригинальным запальным приспособлением, которое действовало от давления, развиваемого взрывом соседней контрмины. Контрмины с зарядом в 216 кг влажного пироксилина разрушали корпуса соседних мин на расстоянии до 60 метров. В итоге 100 контрмин могли надежно очистить проход шириной 0,5 кабельтова и длиной в две мили.
К сожалению, всё это не помогло самому Шульцу - 31 марта 1904 года броненосец "Петропавловск" под командованием Макарова подорвался на японской мине и мгновенно ушёл под воду. Погибло более 650 человек, включая самого адмирала Макарова, Константина Шульца и художника Верещагина.