Вы наверняка не раз видели технику, у которой отрицательный угол наклона лобового стекла. Например, на некоторых грузовых машинах, советских грузовых тепловозах и на различных суднах ( на капитанском мостике).
Наверняка многие зададутся вопросом: в чем здесь смысл ? Мы все изучали в школе физику и понимаем, что подобная конструкция ухудшает аэродинамику и увеличивает сопротивление воздуха.
Разберем на примере грузовых тепловозов.
Дело в том что с учетом габаритов и массы поездов, аэродинамика просто уходит на задний план. Конечно для пассажирских тепловозов и электропоездов скорость более важна, поэтому там угол наклона лобового стекла положительный.
Но у советских грузовых тепловозов, максимально допустимая скорость 100км/ч, при этом состав естественно двигался со значительно меньшей скоростью. На таких небольших темпах, нарушение аэродинамики не имеет критического влияния на расход энергии и скорость.
В общем сопротивление воздуху настолько незначительное, особенно учитывая какие нагрузки испытывает состав, за счет завихрений воздуха между вагонами, что им просто можно пренебречь.
- В принципе это же относится к суднам и к грузовым машинам, у которых тоже небольшие скорости.
Ну хорошо, - скажите вы, - мы поняли что сопротивление воздуха оказывает на состав незначительное влияние. Но зачем такие трудности? Почему не сделать у всех тепловозов, лобовые стекла с положительным углом наклона?
Я думаю вы понимаете, что у машинистов длительные смены, бывает что и по 14 часов. Естественно кабина должна быть удобной, соответствовать санитарным нормам, а окна должны обеспечивать нормальный обзор. Чтобы машинист вовремя реагировал на путевые сигналы и не отвлекался от работы.
Вот как раз для обеспечения удобства машиниста и была придумана такая компоновка лобового стекла. Такой угол наклона улучшает внутренний климат в кабине, отрезая прямые солнечные лучи. Становится лучше обзор, уменьшается воздействие солнечного света на кабину, практически полностью исчезают блики.
- Именно поэтому такая же схема, применяется и на капитанском мостике - в море бликов еще больше.
В целом, тем кому приходилось работать на таких тепловозах, подтверждают что блики на лобовом стекле, действительно практически полностью исчезают. Это имеет значение и в темное время суток, когда в окна светят яркие фонари, стоящие вдоль пути следования поезда.
Однако несмотря на эти плюсы, на поздних версиях грузовых тепловозов такую схему применять перестали.