Найти тему
ВРЕМЯ ТЕХНИКИ

Почему у советских грузовых поездов косые лобовые стёкла | Зачем они нужны | Рассказываю

Вы наверняка не раз видели технику, у которой отрицательный угол наклона лобового стекла. Например, на некоторых грузовых машинах, советских грузовых тепловозах и на различных суднах ( на капитанском мостике).

Самосвал с отрицательным углом наклона лобового стекла
Самосвал с отрицательным углом наклона лобового стекла

Наверняка многие зададутся вопросом: в чем здесь смысл ? Мы все изучали в школе физику и понимаем, что подобная конструкция ухудшает аэродинамику и увеличивает сопротивление воздуха.

Разберем на примере грузовых тепловозов.

Тепловоз с отрицательным углом наклона лобового стекла
Тепловоз с отрицательным углом наклона лобового стекла

Дело в том что с учетом габаритов и массы поездов, аэродинамика просто уходит на задний план. Конечно для пассажирских тепловозов и электропоездов скорость более важна, поэтому там угол наклона лобового стекла положительный.

Советский пассажирский тепловоз ТЭП75
Советский пассажирский тепловоз ТЭП75

Но у советских грузовых тепловозов, максимально допустимая скорость 100км/ч, при этом состав естественно двигался со значительно меньшей скоростью. На таких небольших темпах, нарушение аэродинамики не имеет критического влияния на расход энергии и скорость.

В общем сопротивление воздуху настолько незначительное, особенно учитывая какие нагрузки испытывает состав, за счет завихрений воздуха между вагонами, что им просто можно пренебречь.

  • В принципе это же относится к суднам и к грузовым машинам, у которых тоже небольшие скорости.
Такие кабины тепловоза делали не просто так
Такие кабины тепловоза делали не просто так

Ну хорошо, - скажите вы, - мы поняли что сопротивление воздуха оказывает на состав незначительное влияние. Но зачем такие трудности? Почему не сделать у всех тепловозов, лобовые стекла с положительным углом наклона?

Я думаю вы понимаете, что у машинистов длительные смены, бывает что и по 14 часов. Естественно кабина должна быть удобной, соответствовать санитарным нормам, а окна должны обеспечивать нормальный обзор. Чтобы машинист вовремя реагировал на путевые сигналы и не отвлекался от работы.

Кабина машиниста
Кабина машиниста

Вот как раз для обеспечения удобства машиниста и была придумана такая компоновка лобового стекла. Такой угол наклона улучшает внутренний климат в кабине, отрезая прямые солнечные лучи. Становится лучше обзор, уменьшается воздействие солнечного света на кабину, практически полностью исчезают блики.

  • Именно поэтому такая же схема, применяется и на капитанском мостике - в море бликов еще больше.
От души наклоненные вперед стёкла китайского тепловоза
От души наклоненные вперед стёкла китайского тепловоза

В целом, тем кому приходилось работать на таких тепловозах, подтверждают что блики на лобовом стекле, действительно практически полностью исчезают. Это имеет значение и в темное время суток, когда в окна светят яркие фонари, стоящие вдоль пути следования поезда.

У такого наклона лобового стекла много плюсов
У такого наклона лобового стекла много плюсов

Однако несмотря на эти плюсы, на поздних версиях грузовых тепловозов такую схему применять перестали.

Если у вас, есть что сказать по этому вопросу, то обязательно пишите. Ваши комментарии, помогают другим читателям лучше разобраться в теме.