Привет, друзья.
Я думаю, что каждый из нас в детстве слышал о том, что никогда нельзя выкидывать хлеб. Кто-то, возможно, получал "леща" от бабушки или дедушки за выкинутый объедок чего-либо на улице.
Меня всегда интересовало почему так. Нет, дело не только в том, что был пережит страшный голод. Очевидно, что причины такого поведения и отношения к еде, а особенно к хлебу были гораздо глубже.
В двадцатых числах ноября 1941 года наступают страшные дни. Норма выдачи хлеба в этот момент была самой минимальной (125 гр. хлеба иждивенцам и подросткам), ледовая Дорога Жизни работает всего 3-й день (мороз был такой, что первые пробные автомобили по льду Ладожского озера пошли уже 22 ноября) и объем поставок невероятно маленький для столь большого города.
Ленинград на пороге самого страшного голода за всю свою историю.
А с декабря в город приходит смерть. Точнее нет. Приходит голод, страшный холод и смерть.
Как мне кажется, недавно в блокадных дневниках я нашел абсолютно недвусмысленное пояснение, почему у тех, кто пережил те страшные дни было такое отношение к любым продуктам.
Давайте прочитаем эти строки вместе.
Это дневник простого рабочего Владимира Богданова (ему 20 лет). Вот что он писал именно в этот день, 25 ноября (когда в очередной раз снизили норму):
Я даже не могу себе представить, что раньше всегда дома имелся хлеб, масло, картошка и прочее, когда хочешь тогда и ешь без нормы и прочего. Не верится, что можно прийти в магазин, взять сколько надо продуктов.
⠀
Как хочется, чтоб все настоящее пропало к черту и жить по-прежнему мирно и спокойно, зная, что тебя не ждет голодный 250-граммовый паек, жить без всяких бомбардировок и обстрелов, без темноты на улице, без путаницы в трамвайных маршрутах, работать спокойно по 8 ч. в сутки и иметь заслуженный отдых.
⠀
Все это вспоминается как сон и может быть спустя некоторое время, если я переживу эту проклятую войну, я прочитаю эти строки полные горечи и голодного отчаяния и мне может быть не поверится, что это все было наяву, что это все когда-то пережил, но это факт, что это время уж никогда не изгладится в памяти.
⠀
Я сумею по-настоящему оценить жизнь, когда кончится это проклятое время и наступит новое и счастливое. Я уж сумею по-настоящему оценить кусок хлеба.
⠀
А эта небольшая запись, как мне кажется, очень наглядно и лучше всего объясняет то бережное отношение Ленинградцев к хлебу уже после войны.
Дело не только в голоде, а в том, что в блокаду тот факт, что когда-то в магазин можно было просто прийти и купить что хочешь казался каким-то далеким сном.
И уже в ноябре, когда самый лютый голод еще впереди, Владимир дает себе обещание, что по настоящему сумеет оценить обыкновенный кусочек хлеба. Хлеба, который можно просто прийти и купить.
Владимир, кстати, пережил блокаду.
Это одна из тех записей, которая очень сильно зацепила меня в свое время. Поэтому и захотелось поделиться ей с вами, друзья.
Ведь действительно, мы даже не задумываемся о том, какое это счастье - просто пойти в магазин и купить то, что ты хочешь. И столько, сколько надо.
Вас ведь тоже с детства учили доедать все и никогда не выкидывать?