Найти тему

Экскаваторы Четра: перспективный проект или утопия?

В первой половине 2010-х годов Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ), частью которого являлась компания Четра, активно занимался разработкой новых видов продукции. Бульдозеры, трубоукладчики и карьерные погрузчики марки Четра в ту пору уже были хорошо известны. Дальнейшим развитием модельного ряда стали запущенные в серию мини-погрузчики Четра МКСМ, которые в перспективе должны были сменить выпускавшегося на Курганмашзаводе ветерана МКСМ-800. Однако наибольший интерес из созданных в ту пору машин представляют те, которые прежде никогда не производились на предприятиях Концерна.

Весьма перспективным представлялся проект по производству гусеничных экскаваторов на чебоксарском заводе "Промтрактор".

В 2010 году завод показал свою первую модель – Четра ЭГП 230 массой 23,5 т. На экскаваторе был установлен дизельный двигатель финской фирмы SISU – 66СТА-2V мощностью 175 л.с. (в ту пору КТЗ пытался организовать их совместное производство). В гидросистеме применялись комплектующие узлы и агрегаты фирм Bosch Rexroth, Kawasaki, Parker, Walvoil, Daewoo. Электронный блок управления позволял оператору задать оптимальный режим работы экскаватора, что позволяло повысить производительность и снизить расход топлива. Кабина оператора была выполнена с учетом современных требований эргономики и оснащена многофункциональным электронным блоком управления с жидкокристаллическим монитором.

В производство ЭГП 230 запустили в октябре 2012 году. На товарных машинах стали устанавливать двигатель Cummins QSB 6,7 мощностью 184 л.с. До конца года удалось собрать два экскаватора.

ЭГП 200 (на переднем плане)
ЭГП 200 (на переднем плане)

В том же 2012 году тема гусеничных экскаваторов Четра получила свое продолжение в очередной модели ЭГП 200 эксплуатационной массой 20 т. На ней также был установлен двигатель Cummins QSB 6,7, но с настройкой мощности 150 л.с. Все ключевые конструктивные решения и комплектация были такими же, как и у экскаватора ЭГП 230.

ЭГП 270 (на переднем плане)
ЭГП 270 (на переднем плане)

В 2013 году вышла третья новинка из Чебоксар – экскаватор ЭГП 270 массой 27 т. На этой модели тоже применили двигатель Cummins QSB 6,7, но уже мощностью 188 л.с., а также гидрооборудование ведущих зарубежных фирм и электронную систему управления.

ЭГП 450
ЭГП 450

И, наконец, в 2014 году дебютировал самый тяжелый экскаватор в линейке Четра – ЭГП 450 эксплуатационной массой 45,7 т. Его приводил двигатель Cummins QSM11 мощностью 365 л.с. В остальном машина была в целом идентична остальным представителям линейки экскаваторов Четра.

Выпуск экскаваторов осуществлялся в малых объемах в опытно-промышленном производстве. Основу производственной программы составляла модель ЭГП 230. Наибольший объем выпуска был достигнут в 2013 году – 19 машин. В последующие три года экскаваторы собирались единично – по 2-3 штуки в год. Основная масса экскаваторов работала в созданной компанией Четра арендной фирме. По заверению производителя чебоксарские экскаваторы были ориентированы на конкуренцию не столько с отечественными, сколько с зарубежными аналогами из Японии и Южной Кореи, ведь их прообразом послужила техника Hitachi.

В 2016 году на заводе "Промтрактор" были начаты работы по созданию конвейера по производству экскаваторов, который планировалось запустить в III квартале того же года. Ожидалось, что мощность нового производства составит порядка 700 машин в год. Выход на плановую мощность прогнозировался в течение 4-5 лет.

Участок сборки экскаваторов
Участок сборки экскаваторов

Параллельно с подготовкой конвейерного производства шла доработка экскаваторов. Так, для модели были разработаны различные варианты рукоятей: удлиненная и два варианта укороченной. Одновременно велись работы по адаптации двигателей Алтайского моторного завода и альтернативного варианта гидросистемы, в том числе, российского производства.

Увы, финансовый кризис в Концерне "Тракторные заводы" не позволил довести экскаваторный проект до финишной прямой. Пришедший в 2018 году на "Промтрактор" новый собственник сосредоточился на основных для чебоксарского завода продуктах – бульдозерах, трубоукладчиках и карьерных погрузчиках.

На сегодняшний день в условиях мировой экономической блокады нашей страны перед заводом "Промтрактор" открываются новые возможности. Воспользуется ли ими чебоксарский производитель?

Что вы думаете по этому поводу?

Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по каналу (ЖМИТЕ).

#экскаватор #четра #промтрактор #чебоксары #трактор #промышленность #завод #импортозамещение #производство