В первой половине 2010-х годов Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ), частью которого являлась компания Четра, активно занимался разработкой новых видов продукции. Бульдозеры, трубоукладчики и карьерные погрузчики марки Четра в ту пору уже были хорошо известны. Дальнейшим развитием модельного ряда стали запущенные в серию мини-погрузчики Четра МКСМ, которые в перспективе должны были сменить выпускавшегося на Курганмашзаводе ветерана МКСМ-800. Однако наибольший интерес из созданных в ту пору машин представляют те, которые прежде никогда не производились на предприятиях Концерна.
Весьма перспективным представлялся проект по производству гусеничных экскаваторов на чебоксарском заводе "Промтрактор".
В 2010 году завод показал свою первую модель – Четра ЭГП 230 массой 23,5 т. На экскаваторе был установлен дизельный двигатель финской фирмы SISU – 66СТА-2V мощностью 175 л.с. (в ту пору КТЗ пытался организовать их совместное производство). В гидросистеме применялись комплектующие узлы и агрегаты фирм Bosch Rexroth, Kawasaki, Parker, Walvoil, Daewoo. Электронный блок управления позволял оператору задать оптимальный режим работы экскаватора, что позволяло повысить производительность и снизить расход топлива. Кабина оператора была выполнена с учетом современных требований эргономики и оснащена многофункциональным электронным блоком управления с жидкокристаллическим монитором.
В производство ЭГП 230 запустили в октябре 2012 году. На товарных машинах стали устанавливать двигатель Cummins QSB 6,7 мощностью 184 л.с. До конца года удалось собрать два экскаватора.
В том же 2012 году тема гусеничных экскаваторов Четра получила свое продолжение в очередной модели ЭГП 200 эксплуатационной массой 20 т. На ней также был установлен двигатель Cummins QSB 6,7, но с настройкой мощности 150 л.с. Все ключевые конструктивные решения и комплектация были такими же, как и у экскаватора ЭГП 230.
В 2013 году вышла третья новинка из Чебоксар – экскаватор ЭГП 270 массой 27 т. На этой модели тоже применили двигатель Cummins QSB 6,7, но уже мощностью 188 л.с., а также гидрооборудование ведущих зарубежных фирм и электронную систему управления.
И, наконец, в 2014 году дебютировал самый тяжелый экскаватор в линейке Четра – ЭГП 450 эксплуатационной массой 45,7 т. Его приводил двигатель Cummins QSM11 мощностью 365 л.с. В остальном машина была в целом идентична остальным представителям линейки экскаваторов Четра.
Выпуск экскаваторов осуществлялся в малых объемах в опытно-промышленном производстве. Основу производственной программы составляла модель ЭГП 230. Наибольший объем выпуска был достигнут в 2013 году – 19 машин. В последующие три года экскаваторы собирались единично – по 2-3 штуки в год. Основная масса экскаваторов работала в созданной компанией Четра арендной фирме. По заверению производителя чебоксарские экскаваторы были ориентированы на конкуренцию не столько с отечественными, сколько с зарубежными аналогами из Японии и Южной Кореи, ведь их прообразом послужила техника Hitachi.
В 2016 году на заводе "Промтрактор" были начаты работы по созданию конвейера по производству экскаваторов, который планировалось запустить в III квартале того же года. Ожидалось, что мощность нового производства составит порядка 700 машин в год. Выход на плановую мощность прогнозировался в течение 4-5 лет.
Параллельно с подготовкой конвейерного производства шла доработка экскаваторов. Так, для модели были разработаны различные варианты рукоятей: удлиненная и два варианта укороченной. Одновременно велись работы по адаптации двигателей Алтайского моторного завода и альтернативного варианта гидросистемы, в том числе, российского производства.
Увы, финансовый кризис в Концерне "Тракторные заводы" не позволил довести экскаваторный проект до финишной прямой. Пришедший в 2018 году на "Промтрактор" новый собственник сосредоточился на основных для чебоксарского завода продуктах – бульдозерах, трубоукладчиках и карьерных погрузчиках.
На сегодняшний день в условиях мировой экономической блокады нашей страны перед заводом "Промтрактор" открываются новые возможности. Воспользуется ли ими чебоксарский производитель?
Что вы думаете по этому поводу?
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по каналу (ЖМИТЕ).
#экскаватор #четра #промтрактор #чебоксары #трактор #промышленность #завод #импортозамещение #производство