Как выглядит в наше время главное библейское знамя?

… и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу.. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх.25:10-11, Исх.25:20-21)
… и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу.. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх.25:10-11, Исх.25:20-21)

В созидании пророческих панорам книги Откровение участвует множество образов, проходящих через все Св. Писание единой смысловой линией, — поэтому обсудить каждый такой образ во всех деталях практически невозможно.

Тем не менее, некоторые из библейских устойчивых образов настолько тесно связаны с основными сюжетами книги, что оставить их без рассмотрения было бы неправильно. Вне этих образов многие события Откровения остаются неочевидными, — а в опирающихся на эти образы пророчествах сложно рассмотреть даже самые общие смысловые контуры.

Разговор о библейских устойчивых образах, прямо связанных с новозаветными свидетельствами книги Откровение, лучше начинать издалека, с рассуждений о смыслах и значении библейского знамени. Причем понятие «издалека» подразумевает, во-первых, то обстоятельство, что некое особое знамя упоминается в первый раз еще в Пятикнижии Моисея, то есть пророческое основание этому образу было положено в весьма отдаленные времена, в самом начале библейского пути народа Израиля. А, во-вторых, поскольку последняя книга Св. Писания в явном виде к образу знамени не обращается, — этот устойчивый образ связан со свидетельствами Откровения целой чередой последовательных умозаключений.

Итак, согласно книге Чисел, когда при переходе Синайской пустыни народ Израиля разбивал стационарный лагерь, все двенадцать колен занимали указанную Моисеем возвышенность, и становились на ней станом (то есть защитно-боевым построением, позволяющим отражать внешнее нападение). При этом каждое из двенадцати колен располагалось в строго определенном месте, и стояло там при своем знамени (Чис.1–Чис.2), — а священство, т.е. колено Левия, находилось в центре возвышенности (т.е. на самом высоком месте), и занимало позиции вокруг рукотворной скинии собрания.

Однако отдельного (т.е. «собственного») знамени у колена Левия не было: роль «знамени левитов» выполнял ковчег завета, который пребывал в пределе «Святое святых» установленной в центре возвышенности скинии собрания (Чис.10:33, Чис.10:35-36).

При этом и в Пятикнижии, и в Пророках, и в Писаниях Ветхого Завета постоянно упоминается какое-то особое и очень важное знамя, причем упоминается так, как будто принадлежит это знамя не только левитам Израиля, но и всем людям буквально по всей земле, — а вид и смысл этого знамени всем им хорошо известен.

Например, пророк Исаия после обращения к земле, лежащей «по ту сторону рек Ефиопских», призывает ожидать появления и «поднятия на горах» некоего знамени, единого для всей земли и даже для всей вселенной:

Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! (Ис.18:3)

И хотя о том, что это за знамя и как его распознать, пророк не говорит, — его призыв подразумевает, что все живущие на земле смогут узнать это знамя сразу же, как только оно «поднимется».

При этом вполне очевидно, что знамя, имеющее всеобщий смысл и вселенский масштаб, не могло быть поднято на обычной земной возвышенности. Ведь если бы оно появилось на каких-то буквальных горах, пусть даже на самых высоких вершинах мира, — увидеть такое знамя смогли бы очень немногие.

На просторах вселенной существует только одна гора, знамя над которой могут одновременно узреть все жители земли, — и этой горой является Небесный Сион, который как высота духовная, а не физическая, открыт всякому взору, обращенному к небу.

Так что верующим людям и без каких-либо дополнительных исследований понятно, что «вселенским знаменем Исаии» выступает или Новый Завет, и/или Сам Господь Иисус Христос.

А поскольку согласно правилам устройства походно-боевого стана вселенскому знамени, поднятому на горе Сион, должна соответствовать такая же по масштабу и значению скиния, — вполне очевидно, что та скиния, над которой поднимается «знамя Исаии», является нерукотворной (Евр.9:10-12), и представляет собой новозаветный Небесный храм, который воздвиг Господь, а не человек (Евр.8:1-2).

Впрочем, чуть далее и сам пророк Исаия практически прямо свидетельствует о том, что «духовным знаменем Сиона» является Сам Господь, — и что к этому Новозаветному Знамени обратятся язычники:

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава (Ис.11:9-10)

А пророк Малахия представляет эти же события так:

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде (Мал.1-3)

Таким образом, с учетом предначертательных смыслов, прорисованных в построении станов переходящего пустыню Израиля, в пророчествах Исаии и Малахии открывается удивительная и величественная духовная панорама, в соответствии с которой Господь, войдя в Свой нерукотворный храм, встал во главе «новых левитов», — то есть в самом центре стана Новозаветного Израиля.

А свидетелями этого события стали «все… населяющие вселенную и живущие на земле» (Ис.18:3).

Более того, согласно свидетельствам Малахии при вхождении Господа в Свой храм происходит избрание особого священства, «очищенного» и «переплавленного» подобно серебру и золоту, — а призываются эти «новые левиты» из всех народов земли, сравн.:

И из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь (Ис.66:21)

Другими словами, в соответствии с богослужебными уставами рукотворной скинии в нерукотворном храме горы Сион вокруг Знамени-Христа пребывает «новое священство», — а на внутренний двор этого храма (т.е. в стан святых) может восходить весь народ Божий.

При этом согласно тем же храмовым уставам язычники в храме (доме) Божьем пребывать не могут, — поэтому в новозаветные времена пространство за пределами стана святых, т.е. «внешний двор» Небесной скинии, является «территорией язычников» (сравн. – Откр.11:2, Откр.20:8).

(Понятно, что эту «концентрическую иерархию» следует воспринимать как проекцию духовных реалий в видимые образы, а не как схему «пространственного» расположения каких-то народов или строений на поверхности земного шара)

Что касается библейского знамени, — иносказательные смыслы, связанные с этим образом, не ограничиваются вышеупомянутыми пророческими свидетельствами.

Так, именно через образ знамени в Св.Писании прорисована особая смысловая линия, связанная с ветхозаветным «медным змеем» (сравн. – «…и выставил его на знамя…», Чис.21:9). Причем этот «медный змей» не только «возносится» в новозаветные времена над всей землей и над всем человечеством, — но и спасает уверовавших в Иисуса Христа от неминуемой гибели, сравн.:

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14-15)

Более того, в свете новозаветных истин образ Христа-Знамени обретает вполне конкретные очертания, соответствующие Образу Христа Распятого (сравн. – «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие», 1 Кор.1:23).

(Здесь можно отметить, что образ Распятия находится ныне при входе в каждый рукотворный храм Церкви Христовой.

А поскольку подобный образ венчает и церковные купола, — даже те, кто не заходит в храмы, являются вольными или невольными свидетелями того, как над всей землей возвышается особое новозаветное знамя)

...смотрите, когда знамя поднимется на горах... (Ис.18:3)
...смотрите, когда знамя поднимется на горах... (Ис.18:3)

Именно через образ Распятия, как и при переходе буквальной Синайской пустыни (сравн. – «…когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив», Чис.21:9), Господь посылает спасение от «духовных змей» всем тем, кто обращается к Нему из «пустыни пророческой», то есть из той пустыни ветхого мира, которую переходят идущие в Небесный Иерусалим христиане, спасенные от «египетского рабства» в событиях Новозаветной Пасхи.

А о том, что спасительное новозаветное знамя требуется именно в пути, Св. Писание свидетельствует так:

Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! (Ис.62:10)

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк.3:5, то же в Ис.40:4)

И хотя в буквальном смысле библейское знамя в книге Откровение не упоминается, — все ее свидетельства прорисовывают новозаветную духовную панораму, где вокруг Спасителя (как когда-то вокруг ковчега откровения, который служил знаменем для левитов) собирается и созидается стан Его Церкви, торжествующей победу над нечестием и над самой смертью.

При этом в аллегорическом смысле Образ Господа и Его Завета через вселенское христианское свидетельство поднят у стен «мирового Вавилона», — и это боевое знамя каждый день и каждое мгновение возвещает «вселенскому граду нечестия» неизбежное и скорое падение, а затем полное и окончательное забвение, сравн.:

Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов (Ис.13:1-2)

Против стен Вавилона поднимите знамя… (Иер.51:12)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Вселенские пророческие смыслы библейских труб

Предыдущая статья: Пророческие смыслы библейского образа «нечестивых городов»

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #знамена двенадцати колен Израиля #что означает походный стан Израиля в синайской пустыне #пророческие смыслы ковчега завета и медного змея #как выглядит знамя Нового Завета