Найти в Дзене

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков... (вселенские смыслы разрушения Иерусалима)

Оглавление

.

Дэвид Робертс, Осада и разрушение Иерусалима
Дэвид Робертс, Осада и разрушение Иерусалима

.

Несмотря на то, что грядущее разрушение города Иерусалима и Второго Иерусалимского храма возвещается в новозаветных текстах исключительно как пророчество, а свидетельств о том, как и когда это совершилось в реальности, в канонических книгах нет, — то, что город был сначала осажден, а затем разрушен, как и многие существенные подробности этого события, ныне хорошо известны (например, из трудов непосредственного участника иудейской войны 66-71 гг. Иосифа Флавия).

Не подлежит никаким сомнениям и спасение от неминуемой гибели всех христиан Иерусалима, которые через веру в Самого Господа поверили и в Его пророчество — и поэтому своевременно покинули обреченный город перед самым началом его осады.

А с учетом вселенских знаменательных смыслов этих событий весьма показательной является бескомпромиссная обличительная позиция ап. Иоанна в отношении не уверовавших иудеев, которая находит отражение и в Евангелии от Иоанна, и в Откровении Иоанна Богослова, — т.е. именно в тех книгах новозаветного канона, которые, по мнению большинства библеистов, были написаны не до, а после разрушения города Иерусалима и рукотворного иерусалимского храма.

Так, например, в отличие от других евангелистов, которые в зависимости от конкретного эпизода называют неверующих от Израиля и «фарисеями», и «саддукеями», и «книжниками», и т.д., ап. Иоанн такой «детализации» не придерживается, и именует «иудеями» всех без исключения израильтян, которые соделались противниками Благовестия (Ин.2:18, Ин.3:25, Ин.5:10 и т.д.). Причем риторика четвертого Евангелия в отношении таких людей однозначна и категорична (Ин.8:38-55, Ин.9:22, Ин.10:31-32 и т.д.), — а в книге Откровение именно «иудеям» адресуются самые жесткие обличения, подобных которым нет у других новозаветных авторов (Откр.2:9, Откр.3:9).

(C учетом того, что события, предшествующие разрушению Иерусалима, характеризуются в Елеонской проповеди Спасителя как «начало болезней», после чего должна была совершиться пророческая «перемена времен», — именно изменение отношения к не уверовавшим иудеям, которое проявляется в Евангелии от Иоанна и в книге Откровение, самым очевидным образом свидетельствует о том, что возвещенные в Елеонском пророчестве события к моменту написания этих книг уже произошли, а то время, когда новозаветная проповедь опиралась на «закон и пророков» и была обращена в первую очередь к иудеям, Мф.10:5-6, Мф.15:24, Евр.1:1-2, полностью и окончательно истекло)

Так или иначе, разрушение Иерусалима и ветхозаветного храма — это не просто рядовой эпизод в череде событий первых веков нашей эры, вошедший в историю рожденной в этом городе новозаветной Церкви. Ведь даже при условии, что произошедшее в Иудее в 69-70 гг. от Р.Х. воспринимается исключительно в буквальном смысле, — вполне очевидно, что падение Иерусалима не просто исполняет пророчества Елеонской проповеди, но является знамением глобальной перемены времен и «точкой отсчета» для ожидающих Второе Пришествие Господа и Спасителя.

Однако ограничивать вышеупомянутые события только буквальными смыслами было бы неверно. Если рассматривать все произошедшее с учетом тех принципов, в соответствии с которыми обсуждались библейские образы Содома, Египта, Иерихона и Вавилона, т.е. воспринимать падение Иерусалима в том числе и как иносказание, посредством которого прорисована новозаветная реальность и последние дни нынешнего века, — за этим событием открываются свидетельства, имеющие вселенский смысл и масштаб и дополняющие пророческие образы «великих городов» до «исторической» и смысловой полноты.

Другими словами, разрушение Иерусалима есть еще один образ новозаветных времен, которым завершается знаменательная череда библейских «городов и царств», свидетельствующая о конечной участи всего ветхого мира (сравн. – «все это происходило с ними [как] образы…», 1 Кор.10:11), — а уверовавшим от всех времен и народов надлежит спасаться из мира так, как спаслись из окруженного земного Иерусалима те христиане, которые в I веке от Р.Х. не просто уверовали в Спасителя, но и действовали, руководствуясь этой верой.

Более того, можно заметить, что книга Откровение Иоанна Богослова и в этом контексте выглядит совершенно особенной, — ведь это единственная книга Св. Писания, где буквальный (т.е. не-небесный) Иерусалим упоминается не как «земной» город и столица Иудеи, но как образ того незавидного будущего, которое уготовано в конце времен всему поднебесному миру.

При этом весьма знаменательно, что, в отличие от всех прочих «великих городов», образы падения Иерусалима обличают не столько явное нечестие, сколько упорное неверие, — ведь в пророчестве на Елеонской горе Спаситель не просто возвестил ученикам чрезвычайные по масштабу и значению события, о которых никогда не свидетельствовал ни один из ветхозаветных пророков, но и прямо связал неизбежность разрушения Иерусалима с неверием в Него Самого (сравн. Мф.23:37-38, Лк.13:34-35).

А это обстоятельство, в свою очередь, представляет веру той единственной и безальтернативной основой, на которой утверждались ветхозаветные обетования, дарованные иудеям по праву рождения, и которой должен был держаться и весь «исторический» Израиль, и земной град Иерусалим, сравн.:

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им (Втор.30:19-20)

.

Поэтому после того, как Иерусалим окончательно отверг глас Божий и Сына Божьего, он отверг тем самым саму жизнь, — а лишенное жизни тело представляет собой труп, которому и уподобляется Иерусалим в Елеонском пророчестве, приоткрывающем одновременно и причины, и время его грядущего разрушения:

ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф.24:28)

.

Кроме того, чрезвычайно важным является и то обстоятельство, что «обветшал» земной Иерусалим вместе с Первым заветом, то есть задолго до своего буквального падения (сравн. — «Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению», Евр.13:8), — однако времена и сроки, которые ведомы только Господу, до 70 г. от Р.Х. оставляли и предоставляли иудеям возможности и условия для прозрения, обращения и покаяния.

Но поскольку за то новозаветное время, которое было даровано земному Иерусалиму, он не обратился и не принял своего Спасителя, — в конце концов наступил момент, когда аквилы четырех римских легионов (т.е. штандарты в форме орла) окружили город со всех четырех сторон, свидетельствуя о том, что время выбора истекло, и что отныне на месте Иерусалима пребывает «труп», привлекательный только для «орлов» (Мф.24:28).

Причем «слетелись» эти римские «орлы» весьма знаменательно, в полном соответствии с религиозным мировоззрением иудеев, согласно которому четыре ветра мироздания представляют собой силы, посредством которых Творец и Вседержитель управляет вселенной (Иер.49:36, Дан.7:2, Зах.2:6, Мф.24:31, Мк.13:27), — а дальнейшие события прорисовали судьбу всего ветхого человечества, которое будет укрываться «за стенами обреченного города» (т.е. в собственном неверии) до самого конца времен.

Соответственно, когда в «апокалиптических» видениях книги Откровение упоминаются «птицы, слетающиеся на вечерю», — этот образ в точности соответствует панорамам буквального разрушения Иерусалима и возвещает окончательную погибель всего ветхого мира, сравн.:

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих (Откр.19:17-18)

.

Что касается возвышенных образов святого града Иерусалима, исполненных «небесными» и «божественными» смыслами (такие как «святый град… Иерусалим», Дан.3:28; Пс.47:3; «город великого Царя» в Мф.5:35, «град Божий Сиона» в Пс.86 и т.д.), — такие свидетельства вместе с разрушением «физического» города окончательно «вознеслись от земли» и с этого момента связаны исключительно с Небесным Градом (Евр.11:16, Евр.12:22, Откр.21:2), который является подлинной родиной для всех христиан (Гал.4:26, Евр.11:13-16, Пс.86:5-6) и определяет «небесное гражданство» уверовавших в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя (Откр.5:9, Откр.7:9, Откр.22:14).

Более того, «вознесение» связанных с городом Иерусалимом иносказательных смыслов является еще одним явным и очевидным библейским свидетельством, указывающим на то, что мир окончательно вошел в новозаветные времена, — и что отныне истинный град Божий находится на недосягаемых с земли небесных высотах, очищен от мирских скверн и утверждается на непоколебимом и непреходящем духовном основании (1 Кор.3:11, Еф.2:20, 2 Тим.2:19, Евр.11:10).

Продолжение следует...

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пророческие смыслы библейского образа «нечестивых городов»

Предыдущая статья: Как созидаются панорамы смыслов книги Откровение?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #образный и знаменательный смысл падения Иерусалима #где будет труп там соберутся орлы, Мф.24:28, Лк.17:37