Найти тему

Образы времен в книге Откровение Иоанна Богослова

Оглавление

.

Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, одна из самых существенных особенностей последней книги Св. Писания заключается в том, что она собирает в единую новозаветную панораму не только различные и даже как бы не связанные между собой ветхозаветные свидетельства о буквальных часах, днях, месяцах и т.д., определяющих самые знаменательные библейские события, но и те временны́е образы, которые были обозначены в уставах ветхозаветных праздников. Так что в итоге все ветхозаветные времена и сроки наполняются новым содержанием, — а книги Ветхого и Нового Заветов оказываются органично связанными между собой всеобщим новозаветным свидетельством, «говорящим» на уровне самых масштабных и самых возвышенных евангельских смыслов.

Однако по определенным причинам, о которых неоднократно говорилось ранее, упоминания «пророческих» времен и сроков не сопровождаются в книге Откровение ни пояснениями, ни буквальными ссылками на те библейские эпизоды, в которых эти времена и сроки были обозначены в ветхозаветных текстах, — поэтому новозаветные смыслы последней книги Св. Писания остаются сокрытыми за иносказанием и абсолютно недоступными для тех, кого Спаситель называет «внешними» (сравн. – Мк.4:11-12, Лк.8:10, Ин.12:40, Евр.4:2 и т.д.).

А поскольку времена и сроки, о которых свидетельствует книга Откровение, были и остаются достаточно сложными для разумения, — для того, чтобы почувствовать и осознать их возвышенную общность, есть смысл посмотреть на них не в контексте соответствующих им видений и сюжетов, а сопоставляя их друг с другом в рамках единого и общего перечисления.

Итак, в книге Откровение Иоанна Богослова упоминаются семь образных времен и сроков:

1. «Десять дней», о которых достаточно подробно говорилось в отдельной публикации и с которыми в буквальном прочтении связаны скорби, ожидающие церковь из города Смирна

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10)

.

2. «Пять месяцев», на протяжении которых саранча, выходящая из «кладязя бездны» (Откр.9:2-3), имеет власть вредить людям, не имеющим на челах спасительной Божественной печати (Откр.9:4)

И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека (Откр.9:5)
у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев (Откр.9:10)

.

.

3. «Сорок два месяца» (что составляет ровно три с половиной года, то есть половину седмины: 7 лет * 12 месяцев / 2 = 42 месяца) и «тысяча двести шестьдесят дней» (что условно соответствует сорока двум месяцам: 1260 дней / 30 дней в месяце = 42)

(Тем не менее, при представлении семи лет не в месяцах, а в днях, срок в 1260 дней не составляет половину от семи «астрономических» лет: 365 дней в году * 7 лет / 2 = 1277,5 дней, или даже 1278, если учитывать как минимум один современный високосный год или второй месяц Адар по иудейскому календарю, что заметно отличается от срока в 1260 дней)

При этом срок в «сорок два месяца» — это то время, которое попущено язычникам, попирающим «святый град»:

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр.11:2)

.

И эти же «сорок два месяца» зверь, который назван в Откровении «выходящим из моря», действует и преуспевает в видимом мире:

и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр.13:4-5)

.

А «тысяча двести шестьдесят дней», во-первых, прорисовывают время вселенского пророческого служения «двух последних свидетелей»:

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр.11:3)

.

А, во-вторых, все эти дни «жена, родившая Младенца», пребывает «в пустыне» и питается там пищей, дарованной ей от Бога:

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр.12:6)

.

4. «Три дня с половиною», которыми обозначен промежуток времени от того момента, когда «два свидетеля и пророка», исполнивших свою вселенскую миссию, будут убиты «зверем из бездны», — до воскресения последних свидетелей и восхождения их на небо

При этом отдельно отмечается, что на протяжении этих дней «два пророка» не лежат во гробах:

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их… И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы… Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их (Откр.11:7-12)

.

5. Период «времени, времен и полвремени», соответствующий сроку, на протяжении которого «жена, облеченная в солнце» (Откр.12:1), скрывается от змея-дракона в пустыне и питается там пищей, дарованной ей Самим Господом

Причем начинаются эти времена от того момента, когда змей-дракон был низвержен с неба на землю, а жена получила «крылья большого орла», благодаря которым она обрела недоступную ей ранее способность летать.

И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (Откр.12:14)

.

6. «Один час», которым обозначен срок царствования со зверем десяти его рогов, одновременно являющихся «царями»

И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю (Откр.17:12-13)

.

И в такое же «буквальное» время совершается последний суд над «великим городом Вавилоном»:

стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой… И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий… ибо опустел в один час! (Откр.18:10,19)

.

Кроме того, при определенном понимании слова «годи́на» (не в смысле «некоторое время», а в смысле «буквальный час», в греч. тексте в родительном падеже ὥρας), сроком в «один час» обозначено время тяжелейшего вселенского искушения, которое затронет весь обитаемый мир:

И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр.10:3)

.

7. «Тысяча лет», на протяжении которых дракон-змей-сатана заключен в бездне, а Небесная Церковь царствует со Христом

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет… И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы… (Откр.20:2-7)

.

Конечно, иносказательные смыслы каждого из упомянутых выше образов прямо связаны с теми пророческими видениями, которым эти образы принадлежат. Однако именно общее перечисление всех семи (а это число полноты) «временны́х» образов Откровения позволяет заметить, что они указывают не на отдельные кратковременные события в отдаленном будущем, а на всю полноту времен от Первого до Второго Пришествия Спасителя.

Так, например, «пять месяцев» (Откр.9:5 и т.д.), исчисленные по «временной шкале посева и жатвы», есть «время лета Господнего» (сравн. – Ис.61:2, Лк.4:19), соответствующее новозаветной «жатве пшеницы». Эта жатва началась «вселенской весной» от вознесения Богу «первого снопа» и «однолетнего агнца» (т.е. Самого Спасителя, Лев.23:9-12) на праздник ветхозаветной Пасхи, — а закончится «пророческой осенью» сбором плодов и обновлением всего творения, когда при Втором Пришествии Спасителя исполнятся во вселенском масштабе предначертательные смыслы ветхозаветного праздника кущей (Лев.16:29-33, Лев.23:27-36, Лев.25:8-13 и т.д.).

(В «физическом» сельскохозяйственном цикле Ближнего Востока с учетом озимых и яровых посевов пшеницы, которым в образном смысле соответствуют «озимый» Израиль и «яровые» язычники, жатва длилась именно пять месяцев, с марта-апреля по сентябрь-октябрь. Соответственно, и буквальная саранча вредила именно в это время, поначалу «ногами» выходя на посевы, — а чуть позже приобретая способность перелетать на большие расстояния, сравн. - «…из дыма вышла саранча на землю… а шум от крыльев ее - как стук от колесниц…», Откр.9:3,9)

И не случайно эти же пять месяцев прав. Елисавета утаивала от всех, что имеет во чреве дитя обетования, ведь в образном смысле «пять месяцев жатвы» соответствуют временам, когда никто из внешних не может ни увидеть, ни узнать, что «Елисавета» уже носит «младенца» (Лк.1:24-25), — а затем «все тайное станет явным» и призванные к нетленному наследию откроются всей вселенной во славе своего Спасителя (сравн. – «…мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», 1 Ин.3:2; Еф.1:18, Кол.1:27 и т.д.).

(Даже в книге Псалтырь ровно сто пятьдесят Псалмов, как будто специально по псалму на каждый «новозаветный день» из срока в «пять месяцев»)

При этом «один час», обозначенный в Откр.3:10, — это не только время «полноты власти зверя» (Откр.17:12-13), и не только время, за которое уходит в небытие вселенский Вавилон (Откр.18:10), но и «время бодрствования», и время противостояния тяжелейшим искушениям, предвозвещенное Самим Господом в Гефсиманском саду в ночь перед Распятием («Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна», Мк.14:37-38)

Более того, если «годину искушения», грядущую «на всю вселенную» (Откр.3:10), воспринимать как время, на протяжении которого необходимо всеми силами «воздерживаться от сна», — в образе «годины бодрствования» открывается соответствие происходящего евангельской притче о десяти девах, ожидающих жениха (Мф.25:1-12), половина из которых не дождалась прихода Спасителя и заснула не образным, а практически буквальным «мертвым сном» (сравн. – «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий», Мф.25:11-13).

Что касается «полной пророческой седмины» (т.е. всей истории человечества, представленной в образе семилетия), — в соответствии с библейскими свидетельствами такая седмина должна быть разделена на две похожие, но не совсем равные части.

Первая половина «всеобщей седмины человечества» исчисляется от сотворения мира (т.е. от 1 числа месяца тишрея, соответствующего сентябрю или началу октября), и заканчивается ветхозаветной Пасхой четвертого года (сравн. – Лев.19:23-24). При этом три полных года и половина четвертого года от 1 сентября до 15 марта (эти даты условны, т.к. иудейский календарь не солнечный, а солнечно-лунный) составляют в общей сложности 1290 дней (3 года* 365 дней + 6,5 месяцев * 30 дней = 1290 дней, сравн. – Дан.12:11).

А вторая половина «великой седмины человечества» (т.е. те 1260 дней, о которых свидетельствует книга Откровение, Откр.11:3, Откр.12:6) начинается от новозаветного праздника Пасхи четвертого года и заканчивается «полнотой всеобщей седмины», то есть концом всех времен (3 года * 365 дней +5,5 месяцев * 30 дней = 1260 дней, 1290 +1260 = 7 полных лет).

(Здесь можно отметить, что подобные смысловые соответствия включают в себя все образы времен, упомянутые в Св. Писании, соединяя их в единое свидетельство о Новом Завете и об Иисусе Христе как Спасителе человечества, — а прямо и косвенно присутствующее в этих свидетельствах число «семь» указывает на то, что все библейские исчисления являются исполненными, завершенными и неизменными)

Таким образом, те символические времена, которые прорисованы в свидетельствах Откровения, как и все самые значимые «временны́е» и «праздничные» образы из других книг Св. Писания, в конечном счете указывают на одно и то же «пророческое» время, которое является самым важным и для всего мира, и для всего без исключения человечества.

Именно в это время за тленным и преходящим открывается вечность, — а вся история человечества собирается в законченную, единую и цельную смысловую панораму.

А поскольку ключевым вселенским событием, изменившим все видимое и невидимое мироустройство и возвестившим последние времена ветхого мира, является Новозаветная Пасха, — именно Пасха Господня разделяет времена, прошедшие от сотворения мира, на «зиму» и «лето»; времена богопознания — на время «ночи» и время «дня»; времена спасения — на «время посева» и «время жатвы», и т.д.

При этом вне Господа и Его Завета у любых «астрономических» периодов нет и не может быть никакого существенного смысла. Ведь в своих буквальных значениях это всего лишь сроки, соответствующие изменениям в ничтожном и преходящем, — так что они не имеют никакого значения для тех, кто ожидает конца преходящего (2 Кор.3:13) ради торжества совершенного, неизменного и непоколебимого (1 Пет.1:4, 1 Кор.9:25, Евр.12:27-28).

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Духовная весна на вселенском пожаре (70 г. от Р.Х.)

Предыдущая статья: Панорамы времен, прорисованные Творцом в «уставах неба и земли»

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #сорок два месяца язычников и зверя, Откр.11:2, Откр.13:5 #пять месяцев саранчи из бездны, Откр.9:5, Откр.9:10 #тысяча двести шестьдесят дней два свидетеля жена в пустыне, Откр.11:3, Откр.12:6 # со времени прекращения жертвы пройдет 1290 дней, Дан.12:11 #времена и сроки книги Откровение Иоанна