.
.
В предыдущей публикации, посвященной «храмовым» смыслам и свидетельствам книги Откровение Иоанна Богослова, уже отмечалось то существенное обстоятельство, что явленная тайнозрителю Небесная скиния, от которой начинаются и в которой совершаются все основополагающие события новозаветных времен, есть прямое апостольское свидетельство о реальности и действенности Нового Завета (сравн. – Евр.8:2, Евр.9:11, Евр.10:15-23 и т.д.).
Однако в новозаветных панорамах книги Откровение знаменательным является не только сам Небесный храм, но и та́инсвенный процесс его духовного созидания, — а один из самых емких предначертательных образов грядущего новозаветного строительства был прорисован в подвиге веры современников ветхозаветного пророка Захарии, которые при возвращении в Иудею из вавилонского плена в сложнейших условиях смогли построить новый храм и восстановить разрушенные стены города Иерусалима.
Другими словами, именно во времена возвращения израильтян из плена в Вавилоне и восстановления из руин города Иерусалима пророк Захария предвозвещает народу иное, во всех смыслах особенное строительство, в результате которого всему мирозданию будет явлен реальный и «конечный» Храм истинной Божественной Славы, не предполагающий наличия «за ним» чего-то более масштабного и более возвышенного (Евр.8:2), сравн.:
И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу… (Зах.6:12-13)
.
При этом тем священным местом, где будет утвержден нерукотворный Храм Совершенного Завета, и пророк Захария, и другие ветхозаветные пророки называют гору Божию Сион (напр., «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею», Авд.17; Ис.30:19, Иез.43:12, Иоил.2:15, Зах.8:3 и т.д.), которая встанет «во главе всех гор» как центр и сосредоточение Божественной власти над мирозданием (сравн. – «…гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы», Ис.2:2, то же в Мих.4:1), — а краеугольным камнем, от которого начнется созидание вселенского Храма Божественной Славы, предстанет Сам Господь и Спаситель:
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис.28:16)
.
Кроме того, поскольку согласно свидетельствам Захарии полагаемый на горе Сион краеугольный духовный камень имеет «семь очей» (т.е. полноту ви́дения) и особые Божественные начертания (т.е. Совершенный Закон), — эти свидетельства прямо связывают «храмовые» пророчества Захарии с небесными образами из книги Откровение, сравн.:
Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день (Зах.3:8-9)
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр.5:6)
.
Самое непосредственное отношение к новозаветному «храмовому» созиданию имеет и то обстоятельство, что пророческая роль тайнозрителя книги Откровение во многом подобна той миссии, которая была возложена в свое время на пророка Моисея.
Так, например, перед тем, как приступить к постройке «своей» рукотворной скинии, Моисей получил на горе Синай особое пророческое виде́ние, открывающее ему все существенные детали ее устройства и уставов:
…как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе (Евр.8:5)
.
И тайнозритель книги Откровение действует в полном соответствии с этими образами, — только «восшел» ап. Иоанн не на земную гору Синай, а в самое небо (Откр.4:1), и зрит открывающиеся ему панорамы не «через посредника», а своими собственными очами (сравн. – Гал.3:19).
А это означает, что в книге Откровение прорисованы не «образы и тени» небесной реальности, которая сама по себе еще не достигла совершенного смысла (как это было во времена Моисея применительно к ветхозаветной скинии, Евр.8:5), но истинная реальность Небесного Сиона и духовная суть всех новозаветных процессов и событий (т.е. «самый образ вещей», Евр.10:1).
(Более того, ап. Иоанн, в отличие от Моисея, входит в «отверстую дверь» явленной ему скинии и становится причастником небесного священнодействия, посредством и в ходе которого эта скиния созидается из особых «духовных камней», — то есть из тех христиан, которые не просто носят такое имя, но твердо стоят в вере и побеждают мир, сравн. – «…и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя», Откр.2:17; «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое», Откр.3:12)
При этом как от пророка Моисея требовалось не просто «посмотреть» и «послушать» небесные откровения, но и «сделать все по образу, показанному на горе» (Исх.25:40, Евр.8:5), — так и от каждого христианина, взирающего очами тайнозрителя на образы Небесного Сиона, требуется не просто слушать священные тексты и размышлять над их смыслами, но и совершать все по прорисованному в них образцу (то есть присоединяться к новозаветному храмовому священнодействию и соделываться «живым камнем» для Созидающего Небесный храм, 1 Пет.2:4-5). Именно по этой причине и в самом начале, и в самом конце книги Откровение ап. Иоанн свидетельствует не только об «умственной» причастности христиан к возвещаемым в Откровении пророчествам, но и о насущной необходимости их деятельного и созидательного соблюдения (сравн. начало и конец книги, Откр.1:3 и Откр.22:7,10), под которым подразумевается реальное, практическое участие каждого верующего в созидании Небесного храма и посильное служение при нем в соответствии со своим «званием и призванием» (Рим.12:6-8, 1 Пет.4:10 и т.д.).
(Многие наши современники выражают сомнения в необходимости воцерковления, убеждая себя и других, что «достаточно иметь Бога в душе», — однако Откровение Иоанна Богослова свидетельствует о том, что такая позиция оставляет человека в состоянии «не соблюдающего написанное», а, значит, и «не слушающего», сравн. — Откр.1:3, Откр.22:7.
Более того, в «храмовых» образах Откровения содержатся ответы на вопросы о духовных границах Церкви; и о том, где она заканчивается; и как воспринимать расколы; и как относится к еретикам, и т.д.
Другими словами, согласно свидетельствам последней книги Св. Писания Церковь Христова заканчивается там, где не совершается новозаветное священнодействие, восходящее к Престолу Небесного храма, так как именно Небесный Престол есть то единственное «место» мироздания, где реально, а не воображаемо, уверовавшие в Спасителя приобщаются ко Вселенскому Собору Новозаветной Церкви, сравн. – «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего», Иер.17:12)
Что касается других ветхозаветных прообразов грядущего новозаветного созидания, — подобные пророческие свидетельства прямо или косвенно присутствуют в каждой канонической книге Ветхого Завета.
Так, например, особые «храмовые» видения пророка Иезекииля сопровождаются призывом к «изучению скинии» и к соблюдению тех образов и смыслов, которые иносказательно прорисованы в ее «видимом» устройстве, сравн.:
Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним (Иез.43:10-11)
И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое [ко] [всему], и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища (Ис.44:5)
.
А обозначенное в книге Иезекииля «снятие храмовой меры» указывает на то обстоятельство, что и само устройство скинии, и связанные с этой скинией законы и уставы являются духовными образцами, следуя которым человек соделывается причастником Завета, воплощенного в явленной ему скинии.
Соответственно, и пророческое измерение Небесного храма в главе 11 книги Откровение (сравн. Иез.40:4 и Откр.11:1-2) свидетельствует о необходимости осознания, уразумения, принятия за образец и всестороннего соблюдении Совершенного Закона Господа и Спасителя, который связан с Небесной скинией Нового Завета в той же полной мере, в которой и закон Моисея был связан в свое время со скинией рукотворной.
(А то обстоятельство, что «внешний двор», который «отдан язычникам», тайнозрителю Откровения сказано не измерять, указывает на царящее в видимом мире нечестие и беззаконие, «измерять» которые данными свыше совершенными «инструментами» не имеет смысла, сравн. – «…дана мне трость, подобная жезлу…», Откр.11:1)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Небесный храм нынешнего и будущего века
Предыдущая статья: О главном «храмовом» свидетельстве книги Откровение
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #небесный храм Нового Завета в книге Откровение #выход из Вавилона и созидание храма #кто краеугольный камень с семью очами, Зах.3:9 #пророческий смысл измерения храма, Откр.11:1, Иез.40- Иез.42 #что значит соблюдать пророчества Откровения