.
.
Прежде чем продолжить обсуждение свидетельств главы 11 книги Откровение, есть смысл посвятить целую публикацию одному-единственному, но чрезвычайно важному вопросу, а именно различным вариантам разумения образа «двух пророков», так как ответ на этот вопрос оказывает самое непосредственное влияние на все дальнейшие умозаключения.
Итак, самая распространенная в христианской среде версия предполагает, что перед самым концом времен в мир придут библейские пророки Илия и Енох. Причем обосновывается такое предположение в первую очередь тем обстоятельством, что согласно ветхозаветным писаниям пророк Илия не умер, но был восхищен на небо в огненной колеснице (4 Цар.2:11), а библейское свидетельство о Енохе заканчивается словами «Бог взял его» (Быт.5:24). И хотя прямых утверждений о том, что Енох взошел на небо живым, в канонических книгах Ветхого Завета нет, ап. Павел в Послании к Евреям говорит о Енохе как о «переселенном», и при этом «не видевшем смерти» («Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его», Евр.11:5), — так что и Илия, и Енох представляются в Св. Писании «избежавшими смерти по плоти» (сравн. с понятием «второй смерти» в Откр.20:6,14 и в Откр.21:8).
(О месте их пребывания утверждать что-то определенное намного сложнее, так как войти на небо во плоти они не могли… по крайней мере не могли опередить в этом смысле Самого Спасителя, сравн. – Ин.3:13 и т.д.)
При этом ап. Павел в том же Послании к Евреям утверждает, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27), — а в Первом послании в Коринф свидетельствует о том, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор.15:50). Поэтому мнение, согласно которому именно Илия и Енох есть те два пророка последнего времени, которые в буквальном смысле будут убиты «зверем из бездны», но оживут и взойдут на небо, разделяют почти все святые отцы и почти все богословы, толковавшие книгу Откровение как в давние, так и в сравнительно недавние времена.
(К слову, именно такую версию прямо или косвенно поддерживают некоторые достаточно древние апокрифы, например, Апокалипсис Илии, III век; Евангелие от Никодима, IV-V век, и т.д. Однако с учетом того обстоятельства, что эти апокрифы почти наверняка создавались под влиянием образов из книги Откровение, — описанное в них пришествие Илии и Еноха является не чем иным, как еще одним, причем анонимным, вариантом разумения ее 11 главы)
А поскольку о пред-пришествии Илии прямо свидетельствует ветхозаветный пророк Малахия («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…», Мал.4:5), — в том случае, если пророчество Малахии не исполнилось в событиях Первого Пришествия Спасителя, предположение о предваряющем Второе Пришествие и Страшный Суд явлении в мир пророка Илии выглядит вполне убедительно.
(И, тем не менее, утверждение о буквальном «втором пришествии» Илии и Еноха далее будет поставлено под сомнение… с полным осознанием того, что обоснование любой другой версии является чрезвычайно ответственной задачей, требующей всестороннего рассмотрения вопроса и максимально возможного уровня аргументации)
Кроме того, существует еще одна подобная версия, которая встречается гораздо реже, но тоже достойна упоминания, — и согласно которой двумя пророками будут два буквальных человека, но не Илия и Енох, или Илия, но не Енох. Так, например, Викторин Петавский (Петавийский), которому принадлежит самое древнее из практически полностью сохранившихся толкований Откровения (конец III века от Р.Х.), рассматривая разные мнения (т.е. разномыслие по этому вопросу уже было), склоняется к версии, что «вторым свидетелем» будет не Енох, а пророк Иеремия.
Более того, высказывались предположения, что двумя пророками последнего времени станут Илия и Моисей, или что пророк Илия придет в образе Иоанна Крестителя (блаж. Иероним Стридонский), и т.д.
(Версия, согласно которой одним из двух последних свидетелей будет пророк Моисей, также выглядит достаточно убедительно, поскольку значимость миссии Моисея уступает только миссии Иоанна Крестителя, и именно Моисей явился апостолам вместе с Илией на Горе Преображения, утверждая своим присутствием небесную весть «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте…», Мф.17:1-5, Мк.9:1-7, Лк.9:28-36, — а два пророка Откровения сначала называются «свидетелями», и только потом «пророками», Откр.11:3. При этом свидетельский статус Моисея во всех смыслах безупречен, так как через Моисея был дан закон и заключен Первый Завет, а далее именно в сравнении с Моисеем был впервые возвещен приход в мир Самого Господа и Спасителя: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте», Деян.7:37; Втор.18:15,18; Деян.3:22.
Кроме того, место погребения Моисея неизвестно, причем с этим вопросом связана определенная тайна, Иуд.1:9, — поэтому если предполагать, что в последние дни произойдет массовое обращение ко Христу иудеев, чего ожидают некоторые толкователи, лучшей кандидатуры для последней проповеди, чем пророк Моисей, просто не существует.
Так или иначе, предположение о повторном приходе пророка Моисея во многих аспектах вполне обосновано... если не учитывать то обстоятельство, что в ветхозаветных писаниях не говорится ни о пред-приходе Моисея, ни о пред-приходе Еноха, — так что у иудеев нет никаких оснований верить людям, называющим себя Моисеем или Енохом.
В глазах иудеев с учетом пророчества Малахии обоснованным и истинным может выглядеть только приход пророка Илии, — а любые другие персонажи, называющие себя именами древних пророков, по причине «незаконности» такого пришествия должны быть отвергнуты как самозванцы.
При этом никаких буквальных подсказок к вопросу о том, в ком, когда и как можно и нужно «рассмотреть» пророка Илию, ветхозаветные писания не содержат, — а наглядным примером проблемы «узнавания повторного прихода пророков» служат события времен земной проповеди Спасителя, когда «и Илия пришел», Мк.9:13, но никто из иудеев его в Иоанне Крестителе не узнал.
Что касается возможности явления в числе двух последних пророков самого Иоанна Крестителя,— такая версия выглядит обоснованной не только тем обстоятельством, что «он есть Илия», Мф.11:14, но и по той причине, что Спаситель назвал Иоанна Предтечу величайшим пророком из «рожденных женами», Лк.7:28, то есть величайшим пророком всех ветхозаветных времен, а, значит, более всех прочих соответствующим миссии последнего пророка для человечества)
С другой стороны, целый ряд весьма существенных обстоятельств позволяет поставить под сомнение все без исключения версии, предполагающие, что под «двумя последними пророками» подразумеваются два конкретных человека, — и первое такое обстоятельство связано со сроком их служения. Ведь все «буквальные» версии выглядят состоятельными только при условии, что 1260 дней, о которых свидетельствует книга Откровение, — это не образный строк, продолжающийся долгие годы, но обычные календарные дни. Однако с учетом того, что «1260 дней» упоминаются не только в 11 главе и включают в себя целый ряд неочевидных и даже загадочных событий, — утверждение о «буквальности» этого срока само нуждается в обосновании и не может служить основой для дальнейших умозаключений.
Кроме того, имена «двух пророков» в книге Откровение не называются, что применительно к любой версии, предполагающей «повторный» приход прославленных ранее библейских пророков, выглядит достаточно странно, так как оставляет одно из самых значимых свидетельств книги Откровение без ссылки на ветхозаветные писания, а земное служение двух пророков — без библейского свидетельства об их личности.
Более того, книга Откровение не утверждает, что «два пророка» перед своим земным служением должны спуститься с неба или воскреснуть из мертвых (т.е. обстоятельства их появления или проявления ограничены словами «и дам двум свидетелям моим», а затем словами «это… стоящие пред Богом земли», Откр.11:3-4). А поскольку подобное чудесное событие имело бы чрезвычайную важность, достойную как минимум упоминания, — предположение о неожиданном появлении в мире двух «небесных» пророков не имеет библейских подтверждений.
(В этом контексте можно отметить и то обстоятельство, что все возможные «буквальные кандидаты», будучи великими пророками и возвещая грядущее, сами о своем «земном» воскресении и/или «повторном пришествии» никогда не свидетельствовали, сравн. – Евр.9:27. А из сторонних свидетельств о пред-пришествии Илии (но исключительно Илии) говорит только пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием», Мал.4:5-6.
При этом вполне очевидно, что в последние дни ветхого мира два пророка Откровения не обратят «сердца детей к отцам их», и не уберегут землю от проклятия, а сразу же после завершения их миссии нынешний мир будет уничтожен, — так что пророчество Малахии исполнилось надлежащим образом именно и только в Иоанне Крестителе, и не сможет исполниться с той же точностью в самом конце времен.
И даже само именование тех, о ком свидетельствует тайнозритель Откровения, исключительно «двумя пророками», не совсем корректное, — ведь по тексту главы 11 они сначала «два свидетеля», Откр.11:3, затем «две маслины» и «два светильника», и только после этого «два пророка», Откр.11:10)
Но самое главное — в случае прихода в мир двух «древних» пророков никто не сможет свидетельствовать об их именах и об их личностях кроме них самих (т.к. малые великое не удостоверяют). Причем, как уже отмечалось чуть выше, подобная проблема наглядно проявилась в том, что фарисеи и книжники, отрицающие мессианство Иисуса из Назарета, задавались вопросом, почему, если Иисус Мессия, до Него к Израилю не пришел Илия (Ин.1:21 и т.д.).
И хотя Господь и Спаситель прямо и недвусмысленно утверждал, что пророчество Малахии исполнилось в Иоанне Предтече (Мф.17:10-13, Мк.9:11-13), — признать это и тогда, и даже сейчас, могут только те, кто принимает как верного свидетеля Самого Спасителя.
Существенное значение имеет в этом контексте и то обстоятельство, что в предположениях иудеев, касающихся Личности Спасителя и отражающих те варианты прихода прославленных ранее пророков, которые иудеи считали теоретически возможным, фигурировал не только Илия, но и пророк Иеремия, и даже недавно убитый Иродом Иоанн Креститель (который по мнению иудеев мог воскреснуть и продолжить служение).
Кроме того, высказывалось предположение, что Иисус – это «новый» пророк (сравн. – Мф.16:13-14, Мк.6:14-16, Мк.8:27-28, Лк.9:7-9,18-19 и т.д.).
Однако среди упомянутых в Евангелиях «иудейских» версий нет имени Еноха (в отличие, например, от Иеремии, Мф.16:13-14). А это означает, что иудеи того времени допускали воскрешение других древних пророков, и даже Иоанна Предтечи, — но «повторное» явление не увидевшего смерти Еноха они не ожидали и не рассматривали (так как евангелисты столь важное обстоятельство обязательно упомянули бы).
Так или иначе, нет сомнений, что предположения иудеев, не принимающих Иисуса Христа Мессией, но допускающих, что Он является пророком, вариантом с Илией не ограничивались, — и при этом выглядели достаточно сумбурно. А поскольку два конкретных человека, если именно так воспринимать свидетельство о «двух пророках» из главы 11 книги Откровение, не смогут подтвердить ни иудеям, ни остальному неверующему миру свою личность иначе, чем собственным заявлением о себе (при том, что в похожих обстоятельствах ни Иоанн Креститель, ни Сам Спаситель прямо и буквально о себе не свидетельствовали, сравн. – Ин.1:21-23, Мф.16:13-14 и т.д.), — удостоверение личности и миссии двух «буквальных» пророков Апокалипсиса должно быть переложено от «называния славных имен» на явления и проявления их беспрецедентной и безоговорочной пророческой власти, что превращает всю воображаемую панораму событий в «ветхозаветную», то есть опирающуюся не на духовную силу, а на силу «грубую», и при этом «карательную».
И хотя предложенные выше замечания пока не отвечают на все возможные вопросы, в завершение обсуждения различных вариантов разумения образа «двух пророков» есть смысл обозначить ту версию, которая далее будет рассматриваться и обосновываться как единственно верная, и согласно которой:
- 1260 дней земного служения «двух пророков» — это образ всех новозаветных времен от момента разрушения Иерусалима и ветхозаветного храма до великой скорби последних дней перед Вторым Пришествием Спасителя
- «Два пророка», которые представляются в книге Откровение «двумя свидетелями», «двумя светильниками» и «двумя маслинами», есть собирательный образ всей Новозаветной Церкви
- А два «буквальных» человека, земное служение которых во всех смыслах подобно событиям, прорисованным в главе 11, — это ветхозаветные пророки Илия (что означает «Бог мой Яхве») и Елисей (т.е. «Бог-спасение»)
(При том, что и Енох, и Моисей, и Иоанн Креститель, и даже земная миссия Спасителя входят в число прообразов вселенской миссии «двух пророков-свидетелей-маслин-светильников» из книги Откровение)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Два свидетеля, облеченные во вретище (Откр.11:3-4)
Предыдущая статья: Измерение храма и жертвенника — и сорок два месяца язычников (Откр.11:1-2)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #два свидетеля-пророка, облеченные во вретище, будут пророчествовать 1260 дней, Откр.11:3 #Илия и Енох два последних пророка апокалипсиса?