Да, есть такое удивительное место в Москве. Там над автомобилями плывут корабли, а над кораблями идут поезда.
Когда в 30-х годах прошлого века строили канал имени Москвы (в ту пору он назывался каналом Москва-Волга), проектировщики разрабатывали не только русло канала с плотинами, гидроэлектростанциями, со шлюзами и насосными станциями, поднимающими по каналу волжскую воду в Москву, но и проектировали автомобильные и железнодорожные мосты через канал, а также автомобильный тоннель, проходящий под каналом.
Все эти чудеса инженерной мысли можно увидеть из окна электрички между станциями Тушинская и Щукинская. Вот так это выглядит на современной карте:
А вот так это место на схематичной карте выглядело в 30-х годах:
По схеме видно, что тоннель проходит под каналом около самого входа в шлюз № 8, а железная дорога проходит над нижней камерой этого шлюза.
А вот так шлюз № 8 выглядел после постройки:
Про канал имени Москвы и устройство его шлюзов я уже рассказывала (ссылки в конце статьи). Этот шлюз отличается от большинства других шлюзов канала имени Москвы тем, что он состоит не из одной камеры, а из двух, расположенных последовательно. Точно так же устроен и шлюз № 7. Двухкамерными эти два шлюза построили для того, чтобы «опустить» канал на целых 36 метров от уровня Химкинского водохранилища до уровня Москвы-реки. В остальном камеры этих шлюзов, а также основные конструкции их стен, голов и ворот почти такие же, как и у других шлюзов канала (длина каждой камеры 300 м, ширина по дну 30 м и минимальная глубина воды 5,5 м).
Здесь же я хочу подробнее рассказать про тоннель.
При нас над тоннелем не проходили корабли, но кому-то везет, можно увидеть вот такое чудо:
При сооружении канала для пропуска автомобильного транспорта построили двухпутный железобетонный тоннель. Вот так он выглядел изначально:
При строительстве тоннеля
сначала сооружалась железобетонная коробка тоннеля, укладывалась гидроизоляция, а над ним уже сооружалось земляное ложе канала. Ширина проезжей части в каждой из двух секций тоннеля составляла 6,5 м, одностороннего тротуара — 1,5 м и предохранительных полосок — 0,25 м. Таким образом, общая ширина в каждой секции составляет 8,25 м, высота — 4,75 м.
В целом это хотя и не очень крупное, но весьма ответственное сооружение заслуженно было предметом гордости строителей канала.
Особое значение придавалось гидроизоляции.
Изоляция тоннеля была принята в принципе такая же, как выполнялась в 1936 г. в тоннелях Московского метрополитена. Продуманность конструкции гидроизоляции, чрезвычайная тщательность производства работ при постоянном контроле позволила обеспечить высокую надежность гидроизоляции, несмотря на несовершенство применяемого в те годы листового гидроизоляционного материала — рубероида. За три десятилетия эксплуатации канала практически никакие протечки ни в пределах оснований конструкции, ни по стыкам звеньев не имели места.
В 1972 году в составе тоннеля соорудили еще один проезд. В 2001 году построили еще два проезда. Для их строительства канал осушали и срывали его насыпь. Вот здесь в самой левой части фотографии самые новые тоннельные проезды немного видно:
Наверное, сейчас многие москвичи знают этот Тушинский тоннель из-за аварии, случившейся 10 января 2019 года. Тогда из-за протечки шлюза тоннель 2001 года постройки затопило. Чтобы устранить аварию, пришлось на целых 8 месяцев перекрывать канал и часть его осушать.
По каналу имени Москвы мы плавали на круизном теплоходе в мае этого 2022 года. А Тушинский тоннель и шлюз № 8 снимали из окна электрички 12 июня этого года, когда ездили в Архангельское смотреть Юсуповский фарфор, о котором я тоже как-нибудь обязательно напишу.
По пути в Архангельское нижние ворота шлюза были закрыты:
На обратном пути ворота были открыты:
Много наших фотографий и коротких видео, а также рассказы о канале имени Москвы и о том, как устроены его шлюзы, здесь.
Все черно-белые фотографии, схемы и цитаты для этой статьи я взяла из книги А.Н. Комаровского «Записки строителя».
Полный список публикаций о наших путешествиях по стране и по миру здесь.