Найти в Дзене
Политехнический музей

Пять интересных велосипедов из фондов Политехнического музея

Оглавление

Сегодня — Всемирный день велосипеда. В фондах Политехнического музея хранится большое количество редких, знаковых и исторически важных двухколёсных агрегатов. Подобрали для вас пять интересных моделей.

«Бегунок» барона Карла фон Дреза

Реплика середины XX века. Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей. Рама была деревянной, седла не было. Реплика выполнена по технологиям оригинала, созданного в 1816 году.

«Бегунок» барона Карла фон Дреза
«Бегунок» барона Карла фон Дреза

Велосипед «Костотряс»

В 1861 году французский механик Пьер Мишо впервые установил педали на переднем колесе изобретенного им велосипеда и начал его серийное производство под названием «Мишолина». Машина имела кованую раму и деревянные колеса с тормозом, установленном на переднем колесе. Этот велосипед также получил прозвище «Костотряс». Один из первых велосипедов такого типа приобрел император Александр Второй в 1867 году во время посещения им Всемирной промышленной выставки в Париже. «Костотряс» из коллекции Политехнического музея был изготовлен в 1869 году в Финляндии, входившей тогда в состав Российской Империи. Сегодня на территории России известно всего о четырех экземплярах «костотрясов». При этом только данный велосипед единственный из всех «на ходу». Во всем мире ходовых «костотрясов» в оригинальной комплектации насчитывается лишь около 30 экземпляров.

Велосипед «Костотряс»
Велосипед «Костотряс»

Велосипед «Паук»

Появление велосипеда этой конструкции связано с промышленной революцией в Великобритании конца XIX века. Инженер британской компании Coventry Machinists Co. — Джеймс Старли разработал конструкцию высокого велосипеда, сделанного из металла, имеющего два разновысоких колеса, спицы которых напоминали паутину (отсюда название «Паук»). Также велосипеды этой конструкции называли Ordinary (обычный, традиционный) или Penny-farthing (в связи с тем, что колеса велосипеда по разнице диаметров напоминали монеты разных достоинств). В музеях и частных коллекциях мира есть много «пауков» — с огромным передним колесом, но обычно они черные. Наш «Эол» - полностью никелированный.

Велосипед «Паук»
Велосипед «Паук»

Велосипед «Pierce» («Пирс»)

Изготовлен американской фирмой «George N. Pierce Company». Он выглядит так, будто выпущен вчера, однако он 1900 года выпуска. И при этом у него нет цепи — передаточное усилие от шатунов на заднее колесо идёт через карданную систему. Также у него есть амортизатор заднего колеса — устройство, аналогичное автомобильной рессоре, позволявшее седоку, особенно даме, преодолевать неровности дороги с большим комфортом. Это единственный в музейной коллекции велосипед с оригинальным расположением тормоза — внутри рулевого стакана.

Велосипед «Pierce» («Пирс»)
Велосипед «Pierce» («Пирс»)

«Москва-80» с номером рамы «1»

Этот гоночный шоссейный велосипед создавался с оглядкой на итальянский велосипед Colnago Nuovo Mexico для выступлений советских велогонщиков на Олимпиаде-80. Главной задачей конструкторов из ЦКТБ Велостроения города Харьков было предельное облегчение конструкции рамы и всех компонентов. В итоге, облегчение отрицательно сказалось на прочности, на испытаниях трескались кареточные узлы и было решено выступать на заграничных велосипедах. Данный выставочный экземпляр мог быть изготовлен специально для Политехнического музея.

«Москва-80»
«Москва-80»

Это — лишь малая часть из велосипедов, представленных в нашей Открытой коллекции — всего их больше 100. В разное время музею передавались образцы новых моделей, которые осваивала отечественная промышленность и в фондах хранится несколько десятков уникальных экземпляров, не имеющих пробега. Купить билет на обзорную экскурсию и познакомиться как с велосипедами, так и с другими достижениями науки и техники последних 150 лет можно здесь.