Найти тему

Как укрощали «рабочую лошадку» Ил-76

1 июня 2022 года исполняется 91 год со дня основания Военно-транспортной авиации России. В этот день нельзя не вспомнить про Ил-76, первый отечественный реактивный военно-транспортный самолет и основную «рабочую лошадку» ВТА. При его создании произошло немало интересных случаев и событий, в свое время засекреченных.  

 

Один из них произошел в самом начале создания легендарного самолета. Для примерки размещения военной техники в самолете в ОКБ Ильюшина был создан макет «Семьдесят шестого», построенный из дерева в натуральную величину. Зато его пол был «боевой», как на настоящем самолете. Это позволяло провести реальную примерку различных машин и людей с целью проверки и отработки вариантов погрузки и выгрузки, швартовки внутри грузовой кабины. Установили и сиденья, позволившие провести оценку размещения пехотинцев и десантников. 

 

-2

Наконец самолет пошел в серию, к его освоению приступили в ВТА. Все шло по плану, как вдруг заместитель председателя Совмина СССР по оборонным отраслям промышленности, председатель ВПК Леонид Смирнов вызывает к себе генерального конструктора ОКБ Генриха Новожилова. Далее происходит диалог, который вспоминал позднее Генрих Васильевич: 

– Ил-76 танк перевозить может? 

– Нет, в ТТЗ к самолету была прописана только проработка возможности такой перевозки. 

– Как это так? Такой самолет должен перевозить танк! 

После этого были проведены работы по увеличению грузоподъемности самолета, начали изучать возможность загрузки бронированной машины. Промеры показали, что танк может войти с минимальными зазорами, если с него снять кумулятивную защиту. Но получится ли это на практике, никто не знал. 

-3

Генрих Новожилов позднее рассказывал, как он с ужасом смотрел на танк, ожидая что тот неминуемо разрушит деревянный макет самолета. В этот момент подошли танкисты – полковник и старшина.  

«Говорю старшине, что нужно загнать танк по рампе в грузовую кабину, а потом выкатить его обратно, уже задним ходом. Обращаю внимание на минимальные зазоры. 

– Сюда? 

– Да. 

– Какая проблема...» 

Старшина прыгает на водительское место, поддает газ и Т-72 быстро влетает в грузовую кабину. Генрих Новожилов не успевает опомниться, как тот также лихо сдает назад и невозмутимо выпрыгивает из танка. 

Все вытирают холодный пот, раздаются бурные аплодисменты: вопрос снят.  

 

-4

Ил-76 часто называют самолетом ста профессий. Еще одна интересная история связана с созданием модификации Ил-76, предназначенной для тренировок космонавтов в условиях кратковременной искусственной невесомости. Однажды в цех сборки военно-транспортных самолетов, где собиралась второй опытный Ил-76, зашел летчик-космонавт Георгий Береговой. Он увидел габариты грузовой кабины и удивленно воскликнул: 

- У вас же здесь почти спортзал!  

И тут же предложил создать на его основе самолет для тренировки космонавтов.  

Чертежи выпустили довольно быстро, но вот сделать внеплановый самолет, даже для таких целей, оказалось непросто. 

Все мощности ТАПОиЧ были заняты, выручил директор ташкентского завода Виктор Сивец. Он попросил космонавтов приехать на предприятие и встретиться с молодежью: «Проведем встречу с коллективом, я организую комсомольско-молодежную бригаду и сделаем самолет сверх плана». 

Все так и получилось. Космонавты приехали и рассказали заводчанам, как важен такой самолет для подготовки полетов в космос. Бригада была сформирована и, работая сверхурочно, заводчане построили Ил-76К.