По статистике, полет — самый безопасный способ передвижения. Но тем не менее история насчитывает огромное количество авиакатастроф со смертельным исходом.
Печальный факт заключается в том, что, невозможно полностью избежать авиакатастроф, так как появляются все новые причины возникновения подобных событий (человеческий фактор, неисправность электроники, стечение обстоятельств, погодные условия и т.п.), но новые причины трагедий приводят к появлению новых правил безопасности.
Число погибших во всех авариях в представленном списке превышает 100 человек. Многие из них считаются одними из величайших современных катастроф в истории своих стран за последние несколько десятилетий.
Неисправное оборудование, плохие погодные условия и ошибка пилота — три наиболее частые причины авиакатастроф. Даже с учетом прогресса в современном мире, все эти факторы так или иначе провоцируют появление все новых катастроф с воздушным судном.
В некоторых случаях из этого списка у самолетов возникли неполадки сразу после взлета . Другие столкнулись с проблемами в середине полета или ближе к концу. Неисправность связи воздушного судна с наземными службами приводила к столкновениям в воздухе. Однако это не умаляет героических усилий пилотов, которые делали все возможное, чтобы спасти свой самолет от неминуемой гибели. В паре случаев из этого списка эти усилия помогли спасти жизнь как минимум нескольким пассажирам.
Это подробности о 13 самых смертоносных авиакатастрофах всех времен в хронологическом порядке.
1. Столкновение над Гранд-Каньоном (1956)
К 1950-м годам авиаперелеты перестали быть прерогативой богатых и влиятельных людей. Это десятилетие ознаменовалось рассветом доступных коммерческих авиаперевозок в том виде, в каком мы его знаем, но, к сожалению, оно также стало свидетелем одной из первых ужасных авиакатастроф той эпохи.
30 июня 1956 года Douglas DC-7 United Airlines столкнулся с Lockheed L-1049 Trans World Airlines над национальным парком Гранд-Каньон в Аризоне. Оба рейса вылетели из Лос-Анджелеса с разницей в несколько минут: рейс 2 (L-1049) направлялся в Канзас-Сити, а рейс 718 (DC-7) - в Чикаго.
В результате авиакатастрофы погибли все 128 человек на борту обоих рейсов. Это также привело к созданию Федерального авиационного агентства, а также к значительной программе модернизации американских систем управления воздушным движением.
2. Столкновение в Нью-Йорке (1960)
За десятилетия до 11 сентября и через несколько лет после столкновения в Гранд-Каньоне Нью-Йорк потрясла одна из самых страшных аварий 1960-х годов. 16 декабря 1960 года самолет Douglas DC-8 компании United Airlines столкнулся с самолетом Lockheed L-1049 компании Trans World Airlines, в результате чего погибли все 128 пассажиров и 6 человек на земле.
Оба самолета вылетели из аэропорта Айдлуайлд — ныне международного аэропорта имени Джона Кеннеди. Катастрофа нанесла значительный ущерб инфраструктуре. Были разрушены несколько зданий, в том числе церковь «Огненный столп», прачечная и похоронное бюро.
Это также была первая авария, в которой изучение черного ящика было основной частью расследования после аварии. Одним из факторов, способствовавших этому, было то, что рейс United Flight 826 (DC-10) превышал разрешенное ограничение скорости.
3. Рейс 981 Турецких авиалиний (1974 г.)
Эта авария произошла 3 марта 1974 года, когда самолет McDonnell Douglas DC-10, выполнявший рейс 981 Turkish Airlines, направлявшийся в лондонский аэропорт Хитроу с остановкой в Орли, потерпел крушение в лесу Эрменонвилль. Катастрофа унесла жизни всех 346 человек на борту, что по-прежнему остается самой одной из самых страшных авиакатастроф, в которой никто не выжил.
Авиакатастрофа, также известная как авиакатастрофа в Эрменонвилле, произошла из-за несовершенства конструкции самолета и языкового барьера грузчиков. Марокканские грузчики были сбиты с толку двуязычными инструкциями на английском и турецком языках. В результате защелка заднего грузового люка взорвалась во время полета, что привело к быстрой декомпрессии.
Это, в свою очередь, разорвало кабели, которые соединяли кабину экипажа с двигателями самолета. Пилоты потеряли контроль над самолетом, в результате чего самолет разбился в лесу Эрменонвиль недалеко от Парижа.
4. Столкновение в аэропорту Тенерифе (1977)
Самая страшная авария всех времен произошла в результате нескольких трагических событий. Во-первых, взрыв в аэропорту Гран-Канария в Испании привел к перенаправлению рейсов в аэропорт Тенерифе. Сюда входили рейс 4805 KLM и рейс 1736 Pan Am. Наземного радара не было, и условия были туманными.
Все это в совокупности привело к массовой путанице, кульминацией которой стало столкновение самолетов Boeing 747 рейсов 4805 и 1736 друг с другом. Пятьсот восемьдесят три пассажира на борту обоих рейсов погибли, что сделало эту аварию самой смертоносной в истории. Только 61 человек из хвостовой части самолета Pan Am выжил.
В то время как голландские и испанские власти изначально придерживались разных заключений о причинах катастрофы, голландская сторона и KLM в конечном итоге признали, что их капитан ошибочно полагал, что ему было разрешено взлетать. Это помогло привести к стандартизации английского языка в настройках управления воздушным движением.
5. Рейс 855 авиакомпании Air India (1978 г.)
Этот инцидент произошел в первый день Нового 1978 года, когда рейс 855 авиакомпании Air India, Боинг 757, вылетел из Дубая в Мумбаи. В дополнение к трагедии, Боинг 747, участвовавший в этом столкновении, был первым, приобретенным Air India. К сожалению, вскоре после взлета он рухнул в Аравийское море.
Между взлетом и падением самолета прошла всего 101 секунда. Катастрофа произошла в результате неисправности оборудования, когда показания датчика не смогли точно отобразить горизонт, отчасти из-за плохой видимости ввиду темноты, окутывающей район над морем.
Все 213 человек на борту погибли, что сделало эту авиакатастрофу второй по величине авиакатастрофой в истории индийской авиации. Хотя изначально существовали опасения по поводу саботажа, в конечном итоге это было исключено, поскольку появилась информация о неисправностях в показаниях датчиков и о том, как пилоты борются с ним.
6. Рейс 191 Американских авиалиний (1979 г.)
Помимо 11 сентября (которое было явным террористическим актом, а не «несчастным случаем»), эта катастрофа остается самой смертоносной авиакатастрофой в американской истории: все 273 пассажира на борту McDonnell Douglas DC-10 погибли, а также два человека на земле.
Рейс 191 вылетел из О'Хара в Лос-Анджелес. Вскоре после взлета один из двигателей под левым крылом оторвался от самолета и перевернулся через верхнюю часть крыла. Это не только вызвало значительные первоначальные повреждения, но и разорвало трубу с гидравлической жидкостью, что еще больше затруднило работу самолета.
Самолет мгновенно начал крениться, потерял управление, перевернулся и упал в поле недалеко от О'Хара. Расследование аварии NTSB показало, что, помимо потерянного в воздухе двигателя, катастрофе способствовали неправильные процедуры технического обслуживания.
7. Рейс 123 японских авиалиний (1985 г.)
На сегодняшний день это одна из самых страшных авиакатастроф с участием одного самолета: рейс 123 Japan Airlines вылетел из токийского аэропорта Ханеда по пути в Осаку и рухнул в гористую местность возле горы Такамагахара к северо-западу от города.
Через двенадцать минут после взлета у самолета произошла взрывная декомпрессия, что, в свою очередь, привело к потере направления и сбоям в работе гидравлической системы. Эта смертоносная комбинация лишила пилотов возможности управлять самолетом. Однако это не значит, что они не пытались. Экипаж изо всех сил пытался спасти самолет и пассажиров еще полтора часа, прилагая поистине героические усилия. Однако в итоге самолет трагически разбился, унеся жизни 520 пассажиров. И только четверо человек выжило.
8. Рейс 232 Юнайтед (1989)
Это еще один случай, когда авиакатастрофа привела к появлению новых правил в международной авиации. 19 июля 1989 года рейс 232 United вылетел из Денвера по пути в Чикаго. У самолета произошел отказ хвостового двигателя. И вдобавок, были повреждены гидравлические линии самолета.
Сочетание этих факторов привело к тому, что пилоты практически не смогли управлять самолетом. Как и в случае с рейсом 123 Japan Air, пилоты мужественно пытались любыми способами спасти самолет и совершить посадку в ближайшем аэропорту. И благодаря их усилиям, из 296 пассажиров на борту выжили 185 человек. Расследование выявило дефект в двигателе и системах безопасности DC-10. В конечном итоге, FAA заказало новую модификацию гидравлических систем DC-10 и потребовало, чтобы все будущие самолеты были оснащены резервными системами безопасности.
9. Рейс 140 Китайских авиалиний (1994 г.)
Проблемы начались для рейса 140 China Airlines, следовавшего из международного аэропорта Чан Кайши на Тайване в Нагой, Япония, когда первый помощник на борту самолета случайно активировал кнопку взлета / ухода на второй круг.
Это изменило положение дроссельной заслонок, что вызвало проблемы у Airbus A300B4-622R. Пилоты пытались это исправить вручную, но им мешал автопилот, и ситуация быстро ухудшалась.
Самолет начал глохнуть и резко снижать скорость, пока, наконец, не разбился, унеся жизни 264 из 271 пассажира на борту. Это остается самой крупной авиационной катастрофой, от которой пострадали China Airlines, и второй по величине авиакатастрофой в истории на японской земле.
10. Столкновение Чархи Дадри (1996)
Спустя более 15 лет после рейса 855 авиакомпании Air India еще одно столкновение самолетов в воздухе привело к крупнейшей авиационной катастрофе в истории индийской авиации. Это одно из худших столкновений в воздухе в истории мировой авиации: 349 пассажиров на обоих Boeing 747 погибли.
В столкновении участвовали рейс 1907 Казахстанских авиалиний и рейс 763 авиакомпании Saudia Charkhi Dadri в Северной Индии. Рейс Саудовской Аравии вылетел из Дели по пути в Дахран, а рейс Казахстанских авиалиний вылетел из Шымкента в аэропорт Индира, когда последний начал стремительное снижение.
Хвост самолета «Казахстанских авиалиний» задел крыло самолета «Саудиа», из-за чего последний начал быстро вращаться. На рейсе Саудовской Аравии погибли 312 человек, на рейсе Казахстанских авиалиний — 37 человек.
11. Рейс 4590 авиакомпании Air France (2000 г.)
«Полет Конкорда» был прекращен навсегда в результате этого ужасного столкновения во Франции. Реактивные самолеты Concorde обеспечивали сверхзвуковую скорость и, возможно, в какой-то момент казались будущим авиалайнеров. Однако будущим мировой авиации они так и не стали.
Рейс 4590 авиакомпании Air France вылетел 25 июля 2000 года из аэропорта имени Шарля де Голля в Париже в направлении аэропорта им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Корабль налетел на технический мусор в виде обломков другого самолета при взлете и взорвал шину шасси. Технический мусор был поднят в воздух и попал в левое крыло самолета, чем вызвал аварию, в результате которой погибли все 113 человек на борту.
Обломки были даже не от самого Конкорда, а от самолета Континенталь. Однако инцидента в сочетании с уже накопившимися факторами было достаточно, чтобы раз и навсегда решить судьбу Конкорда.
12. Рейс 587 Американских авиалиний (2001 г.)
Всего через пару месяцев после того, как теракты 11 сентября опустошили Америку и потрясли мир, Нью-Йорк снова стал местом авиационной трагедии и еще одной авиакатастрофы.
Это вторая по величине авиакатастрофа в американской истории после рейса 191 American Airlines, когда погибли все 260 человек на борту и пятеро на земле. Из-за его близости к 11 сентября возникали опасения по поводу нового теракта. Однако расследование показало, что виною трагедии стала ошибка пилота.
Датчик направления самолета был перегружен из-за турбулентности. Это, в свою очередь, привело к возгоранию двигателей самолета, в результате чего самолет упал на жилой район Куинса.
13. Рейс 370 Malaysia Airlines (2014 г.)
Одна из самых печально известных авиакатастроф и исчезновений рейсов за последние годы. Рейс 370 Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпура в Пекин, а затем исчез 8 марта 2014 года, и его больше никто не видел. Авиадиспетчерская служба потеряла связь с самолетом, несмотря на отсутствие предупреждений о проблемах.
Исчезновение стало международной сенсацией и трагедией, ведь были развернуты обширные поиски в южной части Индийского океана. Предположительно, часть самолета выбросило на остров Реюньон, в 3700 км от первоначальных мест поиска, в 2015 году ,что немного сдвинуло расследование с места.
Лучшее предположение о судьбе рейса 370 Malaysia Airlines заключается в том, что рейс, вероятно, изменил курс (хотя причина этого остается неизвестной и вполне может оставаться такой навсегда) до того, как закончилось топливо. На борту находились 239 человек, и все они предположительно погибли в результате трагедии.
Здесь только некоторые из печальных уроков истории, одни из самых масштабных. Они стали инициаторами новых правил в авиации, но не искоренили возможность появления новых прецедентов. Тщательный контроль, дисциплина, ужесточение правил - все это способно снизить риск возникновения подобных трагедий и "полеты" станут еще более безопасным способом передвижения.