По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во время сезонного гриппа заболевает до 5 миллионов человек, среди которых устанавливают до 650 тысяч смертных случаев от респираторных причин и до 200 тысяч от попадания инфекции в нижние дыхательные пути. Острые респираторные инфекции являются самой распространенной причиной большинства заболеваний по всему миру и пятой причиной по виду смертности в целом.
Это связано с низкой эффективностью разработанной вакцины от гриппа. В общих рекомендациях охраны здоровья прописывают основные правила, связанные с поведенческими факторами: обязательное мытье рук, использование защитных масок при нахождении в общественных местах, соблюдение социальной дистанции. Эти же требования были распространены в период пандемии коронавируса 2019 (COVID-19), которая была вызвана вирусом SARS-CoV-2.
Как факторы риска ковид-19 влияют на образ жизни человека?
По статистике, текущий уровень смертности составляет 2,3 %. Такое количество инфицированных пациентов и жертв за короткий промежуток связано с трудностями в системе здравоохранения многих государств. Под факторы риска заболевания SARS-CoV-2 на основании исследований попали:
- люди преклонного возраста;
- пациенты с сопутствующими заболеваниями;
- больные сахарным диабетом;
- гипертоники;
- люди с ожирением.
Большинство этих заболеваний связано напрямую с неправильным образом жизни людей. Чтобы сократить факторы риска в этих группах, необходимо улучшить качество лечения и уменьшить воздействие вируса на здоровье пациентов.
Малоподвижность населения во время установленных карантинных мер негативно сказалось на общем состоянии здоровья, об этом свидетельствует пагубное влияние на метаболизм скелетных мышц, повышение резистентности к инсулину, отложение жира в тканях и системное воспаление в организме. У тяжелых больных COVID-19 с лишним весом или, наоборот, анорексией, были самые плачевные исходы. Карантинный режим негативно отразился на пищевых привычках населения планеты. Нездоровая еда имеет большое количество жиров и углеводов, плохо влияет на качества сна и увеличивает индекс массы тела. Пациенты с ожирением плохо контролируют уровень глюкозы и могут быть подвержены повторным волнам, связанным с вирусом Sars-Cov2.
Как ожирение и гипергликемия влияют на стадии ковид-19?
Ожирение — это один из факторов, который определяет высокие риски смертности от вируса SARS-CoV. В соответствии с этим было четко задокументировано важное смещение тяжелого течения заболевания COVID-19 в более молодой возраст при ожирении. Лишний вес влияет на несколько критических функций, которые характеризуют повышенную уязвимость к COVID-19. Пациенты с ожирением переносят более тяжело COVID-19, поскольку ожирение характеризуется измененным балансом гемостаза с повышенной коагуляцией и дефектным фибринолизом, что приводит к протромботическому состоянию.
Глобальная пандемия коронавируса определила важные последствия для терапии распространенных метаболических нарушений, таких как диабет 2 типа. Сахароснижающие препараты, широко используемые в терапии, могут модифицировать биологическую активность многих иммуномодулирующих субстратов. Во многих тканях пациентов с диабетом утверждалось, что тяжесть COVID-19 может потенциально усугубляться.
Диабет связан с повышенным риском тяжелых вирусных инфекций дыхательных путей, включая грипп. В Китае на основании исследования, в котором приняло участие более 500 человек, госпитализированных с SARS-CoV-2, выявили, что высокие уровни глюкозы натощак определяют повышенный уровень смертности. Высокие уровни глюкозы в плазме и диабет были независимыми предикторами смертности у пациентов с атипичной пневмонией. Тем временем в Нью-Йорке провели эксперимент, где задействовали 5700 пациентов, пострадавших от COVID-19 и госпитализированных в больницу. Больные с диабетом с большей вероятностью получали инвазивную искусственную вентиляцию легких по сравнению с пациентами без диабета. Важно отметить, что в моделях диабета на животных наблюдались структурные изменения в легких, такие как коллапс альвеолярного эпителия и повышенная проницаемость сосудов.
По всем описанным причинам следует своевременно реагировать и лечить гипергликемию и высокую вариабельность гликемии для улучшения результатов лечения пациентов с COVID-19. Хорошо контролируемый уровень глюкозы в крови будет коррелировать с более низким риском инфекции, что станет лучшим разрешением болезни. Принимая во внимание потенциально неблагоприятные эффекты широко используемых препаратов для лечения диабета 2-го типа и его сопутствующих заболеваний. В качестве первого варианта следует рассмотреть подход к питанию, снижающий концентрацию глюкозы в крови, чтобы предотвратить или снизить риск заражения Sars-Cov-2.
Какая кетогенная диета прописывается во время борьбы с COVID-19?
Из-за того, что рекомендации по питанию до сих пор не сильно учитываются в дискуссии общественных органов здравоохранения для профилактики и снижения рисков заболевания коронавирусной инфекцией, количество пациентов продолжает расти.
В Солимане предложили скомбинировать прерывистое голодание и добавление триглицеридов в среднюю длинную цепь для профилактической стратегии и адъювантной терапии. Метаболический сдвиг вызывает повышенную устойчивость к митохондриальному стрессу, улучшает антиоксидантную защиту, репарацию ДНК, а также снижает секрецию инсулина. В теории это позволит повысить иммунитет человека и сокращает риски заболевания инфекцией Sars-CoV-2 людям в высоких группах риска.
Кетогенные диеты
Это вид диеты, содержащей в питании большое количество жиров и низкий процент углеводов. Ранее такое питание использовали для лечения эпилепсии у детей. Соблюдение диеты адаптировано к различным разновидностям патологии от ожирения до онкоболезни благодаря изменению состава макронутриентов и энергии человека. Применение кетогенной диеты очень важно в лечении ожирения и других сопутствующих заболеваний.
Низкокалорийные кетогенные диеты характеризуются небольшим употреблением порции углеводов, обычно это не более 30 граммов за сутки, и увеличенной порцией жиров и белков относительно суточной нормы (но не более 800 ккал). Применение такого питания для пациентов, которым необходимо в короткие сроки снизить процент жировых отложений, приводит к заметному улучшению резистентности к инсулину, контролю уровня глюкозы и артериального давления. Соблюдение КД — простой и быстрый способ лечения инсулинорезистентности уже спустя 6 дней соблюдения питания. Кетогенная диета требует строго медицинского наблюдения, приема дополнительных витаминов и микроэлементов, поэтому очень важно учитывать все противопоказания.
Снижение употребления углеводов в протоколе питания гасит резкие скачки уровня сахара в крови, тем самым улучшая гликемическую изменчивость. Для пациентов с ожирением кратковременное воздействие и соблюдение питания определяет заметное улучшение функции β-клеток в большей степени, что позволяет быстро терять вес. Снижение употребления углеводов подавляет продукцию глюкозы печени и улучшает чувствительность к инсулину. КД может стать мультидисциплинарной стратегией метаболической реабилитации у пациентов с диабетом.
У людей базальные уровни ßOHB в плазме находятся в низком микромолярном диапазоне и достигают стабильных уровней около 1 мМ во время КД. ßOHB оказывает плейотропное и гетерогенное действие на клеточную физиологию, индуцируя экспрессию генов, сдерживающих окислительный стресс, и проявляя выраженные иммуномодулирующие, антикатаболические свойства. Глюкозоснижающий эффект КД поможет побороть вирусную инфекцию и снизить артериальное давление из-за повышенного натрийуреза.
Глюкозоснижающий эффект кетогенной диеты помогает в борьбе со всеми вирусными инфекциями. Снижение уровня физической активности, вызванное карантином, и общие изменения повседневных привычек населения, физические упражнения, по-видимому, являются фактором, усиливающим вышеупомянутые благоприятные эффекты КД.
Профилактический эффект кетогенной диеты при инфекции SARS-CoV-2
КД играет не последнюю роль в модуляции врожденных и иммунных клеток, которые защищают человека от атак патогенов. Врожденные иммунные клетки сначала производят запуск вирусными антигенами посредством активации рецепторов распознавания образов для ингибирования репликации вируса и модулирования адаптивного иммунитета. Рецептор распознавания паттернов NLRP3 представляет собой нуклеотидный домен олигомеризации (Nod), подобный рецептору (NLR), который распознает как молекулярные паттерны, связанные с повреждением (DAMP), такие как токсины, АТФ, избыток глюкозы, кристаллы холестерина, так и ассоциированные с патогенами молекулярные паттерны. Молекулярные паттерны (PAMP), такие как вирусные и бактериальные молекулы, способствует образованию инфламмасомного комплекса, взаимодействуя с адапторным белком.
Итоги
Существует большое количество механизмов, благодаря которым кетоновые тела воздействуют на вирусные инфекции, в том числе COVID-19.
В нашей обзорной статье представлена обобщенная информация, которая предлагает в качестве возможного метода борьбы с заболеванием применение терапии и введение экзогенных кетонов для пациентов в тяжелом состоянии, если оно было вызвано респираторным заболеванием.
Вызванное KD увеличение эндогенных кетоновых тел может представлять собой более ценную стратегию для предотвращения инфекции Sars-Cov2 и дальнейших неблагоприятных последствий.
Коррекция или осуществляемая профилактика общего состояния риска, связанная с COVID-19 для группы лиц с ожирением, гипергликемией, высокой вариабельностью гликемии, резистентности к инсулину, артериальной гипертензией. Правильно сформированная стратегия питания, которая направлена на снижение и потерю жировой массы, уменьшение хронических воспалений, поможет контролировать артериальное давление и повысить иммунную систему.
Хорошо структурированный и персонализированный режима кетогенной диеты поможет обучиться прогрессивному питанию и реабилитации пациентов с ожирением, предоставляя эффективный инструмент для изменения образа жизни, поддерживая долгосрочный контроль массы тела и способствуя снижению всех сопутствующих факторов риска потенциально тяжелых осложнений, связанных с инфекцией Sars-Cov2.
Оригинал статьи: The dark side of the spoon - glucose, ketones and COVID-19: a possible role for ketogenic diet? Antonio Paoli, Stefania Gorini and Massimiliano Caprio
Еще больше о здоровье и PanTrek в Вконтакте и на нашем сайте PanTrek