Здравствуйте, уважаемые читатели!
Пока российский автомобильный рынок привыкает жить в новых условиях, предлагаю вернуться в другой предкризисный период времени, в 2012 год, и вспомнить, какие модели кроссоверов, только-только захватывающих наш рынок, пользовались популярностью и какие трансформации произошли за последующие 9 лет.
Основываться я буду на годовых отчётах Ассоциации Европейского Бизнеса и рассматривать будем только те модели кроссоверов, которые вошли в список 25-ти самых популярных моделей.
В качестве стартовой точки давайте зафиксируем такой статистический факт: в этот список вошло только 6 моделей, которые можно считать кроссоверами. А если за скобками оставить LADA 4x4 и Chevrolet Niva, то в этом списке останется только 4 модели.
Renault Duster, 47344 проданных автомобиля
В 2011 году на российский рынок зашёл французский будущий бестселлер продаж Renault Duster. Тогда было продано 40 экземпляров этой модели, зато в 2012 году кроссовер-внедорожник, который почти не уступал по проходимости LADA Niva, зато серьезно превосходил её в уровне комфорта, лишь чуть-чуть не дотянул до символического рубежа в 50 тысяч проданных экземпляров и заняв почётную 17-ую строчку в продажах.
А в следующем, 2013 году, было продано 83702 экземпляра модели, что является абсолютным рекордом продаж среди автомобилей в этом классе кроссоверов. Если же говорить про 2021 год, то Duster, обновив поколение, удержался в ТОП-25, показав результат в 41471 проданный автомобиль.
Nissan Qashqai, 36793 проданных автомобиля
Вторую строчку в списке самых популярных кроссоверов занял японский кроссовер Nissan Qashqai. Это тоже бестселлер продаж этой марки, стабильно занимал места в ТОП-25, лишь в 2015 году выпав за пределы 25-ти самых популярных моделей. Также претерпел смену поколения с последующим рестайлингом, но, при этом, в 2021 году показал в России вполне приличный результат продаж – 20474 проданных автомобиля.
KIA Sportage, 32716 проданных автомобиля
Ещё один флагман продаж, на этот раз корейского концерна KIA. Надо сказать, что эта модель продемонстрировала удивительную стабильность продаж, ни разу за последние 9 лет не выпадая за пределы ТОП-25 и показывая объем продаж, в среднем, около 27 тысяч реализованных автомобилей в год. Правда в 2021 году продажи были не очень высокими (24969 автомобилей), что можно объяснить как кризисом в логистической отрасли поставок комплектующих, так и ожиданием смены поколения.
Volkswagen Tiguan, 31272 проданных автомобиля
2012 год был лебединой песней первого поколения автомобиля. С 2013 по 2016 годы эта модель исчезла с радаров покупателей, а в 2017 году, обновив поколение, вернулась в список самых популярных моделей. А вот конец 2021 года у модели откровенно не заладился, причины банальны – разрыв логистических цепочек, поэтому хоть в 2021 году и было продано 29232 автомобиля, но этот результат был достигнут благодаря продажам в зимне-весенний период.
Если же говорить про 2021 год, то он для покупателей открыл целую россыпь кроссоверов, помимо уже упомянутых. Если в 2012 году было только четыре модели, то в 2021 – двенадцать. Лучший результат показал корейский компактный кроссовер Hyundai Creta, который также обновил поколение и, надо сказать, продался достаточно большим тиражом в 68081 экземпляров. Из корейских моделей кроссоверов ещё в список популярных моделей попал компактный KIA Seltos (17865 экземпляров).
Японские кроссоверы представлены моделями Toyota RAV4 (38441), Mazda CX-5 (19828) и Nissan X-Trail (19010). Французские, помимо Renault Duster, кроссоверы представлены ещё двумя моделями - Renault Kaptur (18889) и Renault Arkana (18246). А также присутствуют один, но очень гордый, чешский компактный кроссовер Škoda Karoq, который лишь немного не добрался до отметки 20 тысяч проданных автомобилей (19487).
В целом, конечно, понятен процесс трансформации вектора покупательского спроса. Автомобили С-класса, которые в 2012 году составляли значимую долю рынка (Ford Focus, Chevrolet Cruze, Opel Astra, Škoda Octavia A5, Chevrolet Lacetti и Toyota Corolla), либо российский автомобильный рынок покинули, либо перестали пользоваться спросом после очередной смены поколения и увеличения стоимости. И кроссовер стал очень универсальным автомобилем, который сочетает в себе комфорт С-класса и проходимость, которая не снилась B-классу.
Другие мои статьи
Обзор автомобильного рынка в России 10 лет назад: обратно в 2012 год
Обзор начальной комплектации Prime корейского кроссовера Hyundai Creta II поколения
С уважением, Юрий (kua1102)