"Нет добродетели выше рассуждения" - повторю я слова Антония Великого перед тем, как вы начнете читать мой текст. Все сугубо индивидуально. Все надо решать со своим духовником. Я же сегодня вам расскажу о том, как постились на Руси те, кто жил на этой грешной земле до нас по заповедям Божьим. Старался.
ЩИ ДА КАША - ПОСТОВАЯ ТРАПЕЗА НАША
Итак, каша. Кашей на Руси назывались не только блюда крупяные. Так называли любое блюдо, сваренное из измельченных продуктов. Православная хозяйка готовила хлебные каши, сваренные из сухарей.
В те дни, когда можно было вкушать рыбу, могла быть рыбная каша. также ее готовили по субботам и воскресным дням, а также в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы).
Кашу готовили, традиционно, в печи. Ее не просто варили, а запекали до хрустящей корочки.
Интересный факт: на Руси при заключении мира тоже варили кашу. Сварили, поставили на стол, и за него уселись вчерашние противники.
Если мир заключить не получалось, произносили фразу: "С ним каши не сваришь".
Когда у меня появилась книжечка с редкими рецептами православной кухни, я улыбалась, видя в оглавлении "Картофельный холодец", "Икра из хлеба и чеснока", "Пряники из морковного жмыха". Сейчас уже привыкла. Меня это не смущает.
ЩИ ПУСТЫЕ, НЕ МЯСНЫЕ
Их готовили из свежей и квашеной капусты.
Хлебушек предпочитали в пост есть ржаной решетчатый. Поясню, что это такое: это хлеб из муки, которую сеяли через решета. Частички муки в нем крупнее, чем в ситном хлебе, который сеяли через сита.
НИКАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Да, именно так. Все решало разное сочетание одних и тех же продуктов и добавление к ним льняного или конопляного масла.
Православная женщина кормила свою семью тушеными овощами, морсами, фруктами, свекольным и хлебным квасом, компотом, гороховым и овсяным киселем. Не забывала она о растительном белке, который в большом количестве содержится в арахисе, чечевице, баклажанах, сое , бобах.
А ЭТО НЕ ВРЕДНО? ПОСТНИКИ-ДОЛГОЖИТЕЛИ
Просто факты.
Святые Макарий Александрийский и Симеон Столпник ВЕликим постом не вкушали ничего. Прожили они по 100 лет.
Такой же великий постник был преподобный Анфим (110 лет). Павел Фивейский прожил 113 лет, Алипий Столпник 118.
Но, повторюсь, это святые!!! За ними не стоит гнаться. Все можно и нужно решать с духовником или с тем священником храма, в который вы ходите.
ЦАРСКИЙ ПОСТНЫЙ СТОЛ АЛЕКСЕЯ ТИШАЙШЕГО
Итак, во время поста к монаршему столу подавали всегда самые простые блюда: кусочек хлеба ржаного (!) с солью, по соленому грибу или огурцу. Вот так постился русский царь.
Но мы-то с вами знаем, что пост - это не совсем про ограничение в едуе. Это ведь не диета .
Хотя мы также помним, что "сей же род лукавый изгоняется молитвой и постом".
Василий Великий напоминает:
-Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления".
НЕ ЕШЬ, А ГРЕШИШЬ...
Святитель Иоанн Златоуст о таких "постниках" рассуждал, что они от яств воздерживаются, а от грехов - нет. То есть, постясь, не постятся. А бывает и наоборот.
НЕ постясь - человек постится.
Он вкушает еду, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, даже не лучше, а легче: нельзя сказать при таком посте "Питие воды вредно мне", "Я не могу употреблять в пищу овощей". Иоанн Златоуст говорил, что не раз такое слышал. А при таком "посте" нельзя так сказать. Однако человек воздерживается от греха.
А это сложнее, на мой взгляд, чем мясное с молочным да с яйцами не вкушать.
Не есть друг друга поедом, не осуждать, не раздражаться, не гневаться, не злословить, не завидовать и не тщеславиться. Можно долго продолжать. Каждый постник сам все про себя знает.
☦
Плоть мы усмиряем таким образом: церковь мудро предписывает умеренное употребление даже постной пищи.
Тогда наша телесная природа способна подчиняться движениям духа.
☦Так соединим же пост телесный с постом духовным.
Умеренность и аккуратность.
P.S.
"Сорокадневный пост - это не изобретение человека, но воля Бога. И это нечто таинственное и недоступное постижению!" - Св. Петр Хризолог.