Найти в Дзене

Вичугский преподаватель: взлёт до руководителя тракторного дела в СССР и крах.

Оглавление

Предисловие.

«С началом Первой мировой войны для русской артиллерии потребовались самоходные тягачи. Зарубежный опыт показывал, что эффективным средством для перевозки тяжелых орудий может быть трактор, в этой связи военное ведомство стало производить закупки тракторной техники за рубежом. Для изучения конструкций и обучения обслуживающего персонала правилам эксплуатации самоходной техники в 1916 году в городе Новая Вичуга Костромской губернии был сформирован Тракторный отдел при Военной автомобильной школе и автомобильно-тракторная мастерская, где служили и проходили обучение около 400 военнослужащих. Одним из преподавателей школы был инженер-механик П.М. Белянчиков. Он детально изучал конструкции импортных тракторов, проводил их подробное описание и на этой основе разрабатывал учебные пособия для курсантов школы. Под наблюдением специалистов школы находилась вся техника, используемая на тот момент в армии» (из диссертации Юлии Ценч, 2021 г.).

В первые годы советской власти Павел Белянчиков станет признанным авторитетом в области тракторной техники. Но, к сожалению, несмотря на его ключевую роль в тракторном деле как в Российской империи, так и в Советской России, в биографии Павла Михайловича Белянчикова много белых пятен. Не найдено ни одной его фотографии. Известно, что родился он в 1886 году, а умер, видимо, в январе 1940 года и похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья Белянчикова в Вичуге.

Существуют две записи в метрических книгах села Бонячки (ныне г. Вичуга) о крещении детей прапорщика инженера-механика Павла Михайловича Белянчикова и его законной жены Веры Ивановны. 25 октября 1916 у них родился сын Павел. Но он, видимо, умер младенцем.

-2

4 февраля 1918 года у них вновь родился сын, который тоже получил имя Павел. Родился он в Москве, но крещён в Бонячках десять дней спустя, 14 февраля.

-3
-4

Павел Павлович Белянчиков, согласно данным сайта «Память народа», родился 16 февраля 1918 года, что отличается лишь на один день от данных метрической книги – 4 (17) февраля. С 1939 по 1952 гг. служил в армии, обслуживая и ремонтируя автомобили. Майор технической службы.

Белянчиков Павел Павлович
Белянчиков Павел Павлович

Восприемниками обоих Павлов были одни и те же лица: инженер-механик Дмитрий Иванович Карташев (не брат ли жены Белянчикова?) и жена инженера Анна Михайловна Поножина.

-6

В 2017 г. вышла книга «Гимназия в лицах. Первая русско-сербская гимназия в Белграде (1920-1944)», из которой следует, что Анна Михайловна Поножина была родной сестрой Павла Михайловича Белянчикова. Она была женой Всеволода Поножина. В гимназии учились их сыновья Игорь (1914 г.р.) и Борис (1915 г.р.), которые родились в с. Середа (ныне г. Фурманов Ивановской обл.).

Первые труды вичугского преподавателя (1917-1918).

Как указано выше, в Вичуге Белянчиков «разрабатывал учебные пособия для курсантов школы». Известно о следующих изданиях:

· Трактор «Мортон» в 60 лош. сил (с 4-мя ведущими колёсами). / Журнал «Автомобилист», 1917, № 6.

· 60-ти сильный трактор "Могул": Описание трактора и уход за ним. / Петроград: тип. Н. Орловского, 1917.

· Гусеничный трактор завода Холт: описание трактора и уход за ним. / Военная автомобильная школа, Петроград: тип. Н. Орловского, 1917.

· Записка по вопросу об использовании автомобильного имущества (тракторы, автомобили и прочее) после войны для нужд сельского хозяйства и об организации школ для подготовки тракторных монтеров и механиков по сельскохозяйственным машинам-орудиям. / Кинешма, 1918.

Издательская деятельность в Москве (1918-1930).

В 1918 году Тракторный отдел в Вичуге прекратил своё существование и Белянчиков, видимо, вскоре вернулся в Москву, где продолжает издавать и переиздавать пособия по тракторам, а также публиковать статьи и книги на тракторную тему:

· Гусеничный трактор "Холт": Описание трактора и уход за ним (1918).

· Трактор "Могул" (60 лошадиных сил): Описание трактора и уход за ним (1919).

· Трактор "Мортон": Описание и правила ухода за ним (1919).

· Двигатель внутреннего сгорания: Общедоступное руководство (1919).

· Памятка тракторного монтёра (1920).

· Тракторы: Руководство для приступающих к изучению (1921).

· Американский тракторный отряд Помгола (Совхоз Тайкино, Сарапульского у.) / «Сельско-Хозяйственная жизнь», октябрь 1922, №3.

· Типы с.-х. самоходов германской промышленности. / Труды Госплана, 1922.

· Практические данные о работе тракторов в русском сельском хозяйстве. / Труды Госплана, 1922.

· Трактор "Фордзон" и результаты его испытания: (С указателем статей по тракторному делу) / Журнал "Мотор" (1923).

· Моторный плуг "Аванс" и результаты его испытания. / Журнал "Мотор" (1923).

· Русские тракторы: Краткое описание тракторов и результатов полевых испытаний (1925).

· Трактор в Америке: Применение трактора и обзор тракторостроения (1927).

-7

· Тракторные прицепки (1927, 1929).

· Двигатели внутреннего сгорания: Общедоступное руководство (1929).

· Газогенераторы для автотяги: Для автомобилей и тракторов. Описание конструкций и результаты их испытаний (1929).

· Тракторы: с 483 рисунками в тексте (1930).

Преподавательская деятельность в Москве.

С 1922 года Павел Белянчиков стал преподавать в Петровской (Тимирязевской) сельскохозяйственной академии, читая первый в России курс по тракторам, который назывался «Мотокультура». Студенты не только изучали тракторы теоретически и практически, но и проводили лабораторные работы на единственном в стране стенде для испытаний тракторных двигателей. Этот стенд находился на Машиноиспытательной станции, основанной и возглавляемой профессором В.П. Горячкиным. На станции Белянчиков работал его помощником по тракторному отделению.

Машиноиспытательная станция, 1930.
Машиноиспытательная станция, 1930.

Одновременно Белянчиков преподаёт тракторное дело в Московском механическом институте (ныне Московский политех). В 1924 году он уже значится профессором в обоих вузах.

Белянчиков и русский изобретатель трактора.

Яков Мамин является одним из пионеров российского тракторостроения. В 1906 году он создаёт «русский дизель», который мог работать даже на сырой нефти, а к 1914 году создаёт «русский трактор».

-9

После революции он продолжил изобретать: в 1919 году разработал 16-сильный трактор «Гном». В 1921 г. Наркомзем одобрил конструкцию и разместил заказ: выпустить к 1 апреля 1922 г. двадцать машин.

Но возникли трудности. На бывшем заводе Я. Мамина не оказалось годных станков. Тогда Мамину выделили кредит в 120 тыс. золотых рублей для закупки в Германии необходимого оборудования для восстановления производства. За станками Мамин поехал вместе с Белянчиковым, знатоком немецкого станкостроения. В январе 1923 года они вернулись в Россию, закупив 65 станков.

-10

В 1924 году Мамин создал упрощенный 12-сильный «Карлик», который сочетал максимальную простоту конструкции, доступность обслуживания машины любому крестьянину и наибольшую ремонтопригодность в условиях кустарной мастерской при недостатке фабричных запчастей. «Карлик» успешно прошёл испытания на Машиноиспытательной станции профессора Горячкина, тракторное отделение которой, напомним, возглавлял Павел Белянчиков.

Но к 1926 году было создано лишь 20 тракторов «Карлик», после чего правительство решило свернуть производство. Ставились другие, более масштабные задачи.

Массовая тракторизация всей страны.

В 1926 году началось строительство Сталинградского тракторного завода. И чтобы определиться какой трактор пустить в массовое производство, в 1927 году был организован Всесоюзный конкурс по испытанию тракторов. Председателем жюри был избран П.М. Белянчиков. По результатам испытаний победил трактор американской компании «International Harvester». На основе его конструкции с 1930 году стал производиться отечественный трактор СТЗ-1. Всего было выпущено около 400 тысяч таких тракторов.

Вредитель сельского хозяйства.

После «коренного перелома» и ликвидации НЭПа в 1930 году в стране развернулась «кондратьевщина», - травля экономиста, идеолога НЭПа Николая Кондратьева и его единомышленников с последующими репрессиями. Под раздачу попал и Павел Белянчиков.

-11

Так в книге Минаева В. «Подрывная работа иностранных разведок в СССР» (1940) читаем: «Разоблаченный враг в личине профессора сельскохозяйственной Тимирязевской академии Белянчиков руководил вредительством в области тракторного дела. Как показал на следствии сподручный Белянчикова, бывший заведующий тракторным отделом Сельскосоюза Нарушевич, кондратьевцы считали, что «путем недостаточного снабжения запасными частями можно сорвать эту отрасль советского хозяйства, поколебать доверие крестьянства к власти».

В книге «Классовая борьба в высшей школе и задачи Комсомола» (1931) сказано так: «В Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева свил себе гнездо известный вредитель, б. руководитель тракторного дела в Союзе, проф. Белянчиков».

В газете «Тихоокеанская правда» от 27 февраля 1930 г. можно прочитать: «Вот что говорит профессор сельскохозяйственной Тимирязевской академии, бывший руководитель нашего тракторного дела Белянчиков: «Я должен отметить, что за время существования советской власти во мне ещё оставалась старая идеология, на почве которой я сошёлся с сотрудником Сельсоюза на работе в деле борьбы с советской властью. Вредительские акты совершены мною с целью подрыва одного из участков народного хозяйства Советского Союза – тракторизации сельского хозяйства».

В вузовской газете «Тимирязевка» 19 сентября 1930 г. была опубликована разгромная статья «Контрреволюционной кондратьевщине и дояренковщине не место в высшей с.-х. школе», в которой читаем следующее: «Точно также арестованный бывший профессор Тимирязевской академии П.М. Белянчиков показал, что он был связан с организацией, ставившей себе целью разрушать тракторизацию сельского хозяйства путем направления запасных частей одних тракторов в районы с преимущественным наличием в тракторных парках других марок тракторов, и путем сознательной порчи тракторов в «ремонтных» мастерских».

Таким образом, уроженец вичугской земли Николай Кондратьев и бывший вичугский преподаватель Павел Белянчиков оказались фигурантами одного крупного политического процесса, полностью сфабрикованного Дела Трудовой крестьянской партии.

-12

Видимо, через какое-то время Белянчикова оправдали и восстановили в должности, т.к. под его авторством в 1935-1937 гг. вышло ещё несколько публикаций. Но в 1937-1938 гг. его могли вновь арестовать. На такой вывод наводит место захоронения – Донское кладбище, где обычно в те годы кремировали и хоронили репрессированных.

Заключение.

И так кратко о герое статьи:

Белянчиков Павел Михайлович (1886-1940) - ведущий отечественный специалист по тракторам, эксперт по зарубежной технике, профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в 1920-е годы руководитель тракторного дела СССР, глава тракторного отдела Центрального сельскохозяйственного банка; в 1916-1918 годах преподаватель Тракторного отдела Военной автомобильной школы, располагавшегося в селе Бонячки (с 1925 года в составе г. Вичуги); автор подробных учебных пособий по устройству ряда зарубежных тракторов; автор первого в стране курса, посвящённого тракторам, читаемого в Тимирязевской академии и в Московском механическом институте; организатор испытаний тракторов разных марок; активно поддерживал русского изобретателя тракторов Якова Мамина. Жертва сталинских репрессий, арестован в 1930 году по делу так называемой Трудовой крестьянской партии.

#вичуга #трактор #тракторостроение #профессор #репрессии #ссср #история #нэп #1920-е