Меня не удивишь погоней за тем, что может неожиданно пропасть или поменять ценники на космические. По закону подлости, история всегда повторяется каждые тридцать лет. Мы это уже проходили. Беготню по магазинам, с целью хватать всё подряд и тащить домой.
Паниковать по любому поводу мы готовы, так как у нас это в крови. Двадцатый век был наполнен катаклизмами с самого начала. Люди, боясь нестабильности и голода, делали запасы.
У моей бабушки в сундуке лежали головы сахара и куски каменной соли царских времён. Она нам их показывала, но не давала, говорила, отложены на чёрный день.
В моём послевоенном детстве на всякий случай запасали керосин, мыло, соль, спички, чай, муку и сахар.
Запомнилось, что когда пили чай, в основном травяной из листьев смородины, вишни, малины или из сушёной моркови, то мама выдавала нам по кусочку сахара, отколотого щипчиками от большого сахарного куска или конфетки подушечки и ириски. Часто прикусывали фруктовым чаем, который продавался в магазинах. Жаль сейчас его нет, кто помнит его, меня поймут. Мама заваривала этот необыкновенно вкусный чай, а мы просто грызли брикет. Он состоял из сушёных яблок, груш, слив и других сушёных ягод. Вкус изумительный.
В конце двадцатого века в период перехода к капитализму, ожидания смены денег и нестабильности, народ кинулся скупать всё подряд.
Набор необходимых для запаса товаров мало отличался от прошлых времён: моющие средства, соль, спички, мука и сахар, в основном для самогона, так как со спиртным при Горбачёве был напряг.
Надо сказать, что делать запасы тогда было тяжело, магазинов было мало, личных автомобилей тоже. Поэтому в дверях магазинов шла битва, а потом на себе люди тащили домой, купленный товар. Тогда были продуктовые талоны, по ним без очереди продавали горох, макаронные изделия, перловку, овёс, дроблёные рис и гречку. Где брали этот набор, понять трудно, но, мы скупали его по талонам на всякий случай. Есть эти явно старые продукты было невозможно,а наша небольшая квартира постепенно заполнялась трёхлитровыми банками с крупой, пакетами с мукой и коробками со спичками. Такое было практически у всех. В прихожих пристраивали антресоли, навесные полки на кухне. Радовались те, кто имел чулан. Ходил даже по этому поводу грустный, правдивый анекдот.
Женщина полдня толкалась в очереди, достала пакет с мукой и пачку сахара. Дома, уставшая, но довольная, залезла на стул и стала заталкивать на антресоли покупку. Пакет с мукой удалось протиснуть, а пачку сахара затолкала с трудом. Только хозяйка спустилась со стула, пачка сахара выпала и стукнула её по голове. От неожиданности она села на пол и тут же на неё упал пакет, который лопнув, осыпал её мукой с головы до ног. От усталости и пережитого за день, она неожиданно не заплакала, а начала хохотать. Тут вошёл муж и увидел жену, сидящую на полу в прихожей, которая смеялась, размазывая по лицу слёзы и белый порошок, который покрывал её одежду и всё вокруг.
Был момент, когда деньги стали резко падать в цене и люди бросились в промтоварные магазины тратить накопленные деньги. Мы тоже побежали, хотя денег у нас было немного. Магазины были пустые и только в спортивном магазине остался шахматный столик и пять пар лыж с ботинками. Мы их купили и довольные потащили домой. Шахматный столик давно развалился, а лыжи как были новенькими, так и остались не тронутыми, лежат в гараже вместе с ботинками.
Вскоре в магазинах появилось изобилие товаров, цены были космические на хороший товар в виде «у.е.» Шли дни и постепенно появилась возможность делать покупки. Кругом росли официальные и стихийные рынки, где товары сначала были некачественные, а потом всё лучше и лучше.
Дома в крупах завелись жучки, пришлось все накопленные запасы передать в живой уголок Дома детского творчества на корм птичкам и зверушкам.
Прошло тридцать лет, и мы снова переживаем период, как нам кажется, нестабильности, а значит мы не уверены в будущем. Поэтому глубинное подсознание всколыхнулось, и мы бросились делать запасы того, что может пригодиться.
За последние два года это уже во второй раз. Когда началась пандемия, а теперь в свете известных событий.
На днях мы ездили по магазинам. Получили пенсию и, как обычно, поехали закупить необходимое на неделю. Были поражены, что смели полностью с полок туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца. Боится народ видимо, что опять как в старину, придётся пользоваться вместо туалетной бумаги, самой дешевой раньше газетой «Правда», а сейчас не знаю есть она или нет.
На овощной базе увидели, как мешками по 50 кг. скупали сахар понятно, что на самогон. Боятся, видимо, что водка подорожает. В другом магазине сахара уже не было, пенсионерки живо обсуждали с продавцом, какая цена на сахар будет завтра. Мы сахар не едим, а если надо будет, купим немного по любой цене.
Крупы и макароны купили как обычно по 2 пакетика потому, что большие запасы нам не нужны, жучков кормить не хочется. Муку взяли два симпатичных пакета потому, что я люблю печь пирожки и свой хлеб.
Сейчас весна, надеюсь на складах крупы разной достаточно, а потом будет новый урожай. Мы пока не знаем, что нас ждёт впереди. Возможно, никакие запасы не понадобятся, хотя, о плохом думать не хочется.
Наоборот, надеюсь, что умные головы примут правильное решение и всё постепенно стабилизируется.
Дорогие читатели. Если у вас хватило терпения дочитать мою статью до конца, пишите ваше мнение и пожелание.