Найти в Дзене
История транспорта

Ан-24 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации

В 1965 году производство самолетов Ан-24 помимо Киева было освоено Самолетостроительным заводом №99, располагавшимся в городе Улан-Удэ. А в начале 1966 года началась подготовка к работе на этом турбовинтовом самолете в Улан-Удэнском объединенном авиаотряде. Для работы на новой технике были отобраны лучшие кадры отряда: командиры Б.Г. Рассадин, А.Е. Корольков, С.Б. Иванов, вторые пилоты А.А. Запорин, А.П. Малютин, штурманы Г.Г. Бычков, В.Г. Борщов, бортмеханики И.А. Дерягин, П.Г. Мурзин, А.А. Греб.

Первое знакомство с Ан-24 летного и технического состава отряда произошло на заводе №99, куда кадры командировались родным авиапредприятием.

8 октября 1966 года в аэропорту Улан-Удэ произвел посадку первый турбовинтовой пятидесятиместный самолет Ан-24 СССР-47724, поступивший в эксплуатацию в 138-й летный отряд Улан-Удэнского ОАО Бурятской АССР. Самолет прошел контрольные тренировочные полеты, а 12 октября был выполнен первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Улан-Удэ — Иркутск. Всего за 30 минут полета 45 пассажиров были доставлены в Иркутский аэропорт.

Первый в 138-м отряде Ан-24 СССР-47724 в аэропорту Мама, 14 марта 1969 года. Источник фото: aviaforum.ru.
Первый в 138-м отряде Ан-24 СССР-47724 в аэропорту Мама, 14 марта 1969 года. Источник фото: aviaforum.ru.

До конца года 138-й отряд получил еще два Ан-24 — 47725 и 47729. В 1967 году получены машины 47735, 47739, 47750 и 47757. Что позволило открыть в летнюю навигацию 1967 года 8 рейсов в Иркутск, 1 в Красноярск и 1 в Читу. А к 1 января 1969 года в отряде работало уже 10 Ан-24. В этом году авиаторы Бурятии выполняли на Ан-24 уже 15 ежедневных рейсов, в том числе в Иркутск 8, и по одному в Красноярск, Читу, Бодайбо, Маму. В 1969 году Ан-24 впервые вышли на внутриреспубликанские маршруты, соединив Улан-Удэ с Курумканом, Кыреном и Усть-Баргузином. А летом 1971 года открылась линия, соединившая Улан-Удэ с Томском.

Максимального количества Ан-24 в 12 машин отряд достиг к концу семидесятых годов. В это время Улан-Удэнцами выполнялись рейсы в года Абакан, Братск, Закаменск, Иркутск, Красноярск, Курумкан, Нижнеангарск, Петропавловку, Томск, Тулун, Читу.

В 1967 году началась подготовка к эксплуатации Ан-24 в Читинском авиапредприятии. Переподготовка летного и наземного состава заняла чуть больше полугода, а 12 ноября 136 отряд получил свой первый Ан-24. Вот что писала по этому поводу газета «Восточно-Сибирский аэрофлотец» от 21 ноября 1967 года: «В наши дни уже никого не удивишь появлением нового самолета, автомобиля или мотоцикла, но тем не менее 12 ноября 1967 года в Читинском аэропорту произошло знаменательное событие, привлекшее внимание авиаработников и находившихся в порту пассажиров: на взлетно-посадочной полосе произвел посадку самолет Ан-24 с бортовым номером 47764.

За штурвалами самолета находились командир корабля Николай Федрович Потапов, командир корабля Валентин Владимирович Шупаев, выполнявший в полете обязанности второго пилота, и штурман Александр Фомич Мельников.

Пока на самолете Ан-24 будет ежедневно выполняться по два пассажирских рейса Чита — Иркутск — Чита. В ближайшее время в Читинском аэропорту будет получено еще несколько самолетов этого типа, и тогда начнутся регулярные рейсы из областного центра в крупные населенные пункты области: Приаргунск, Балей, Нерчинск, Кыру и др.»

Идет посадка на самолет Ан-24 136-го ло СССР-47764. Источник фото — социальная сеть «Одноклассники».
Идет посадка на самолет Ан-24 136-го ло СССР-47764. Источник фото — социальная сеть «Одноклассники».

Вопреки заметке в газете, второй Ан-24 поступил в Читу лишь спустя пять месяцев. 12 апреля 1968 года в отряд прибыл самолет с номером 47784. А 6 июня 1968 года появился третий — 47152. Долгое время читинские «двадцать четвертые» работали только на линии Чита — Иркутск, а в 1970 году открылся рейс Чита — Усть-Кут через Иркутск. Существенное расширение географии полетов Ан-24 136-го авиаотряда произошло в 1972 году. В этом году появились рейсы Чита — Иркутск — Братск — Красноярск, Чита — Магдагачи — Благовещенск, Чита — Краснокаменск, Чита — Чара, Чита — Улан-Удэ. К этому моменту в отряде уже числилось 10 Ан-24. Это же количество поддерживалось на протяжении всего периода эксплуатации самолета в Чите.

Третьим и последним эксплуатантом Ан-24 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации стал 134-й Иркутский авиаотряд. Эксплуатация типа началась там в апреле 1971 года, когда 12 числа на предприятие с завода прибыл новенький Ан-24РВ СССР-47803. Чуть позже поступил второй Ан-24РВ — 47815. Маршрутная сеть первых самолетов формировалась по области. В числе первых рейсов на Ан-24 были: В-5/В-6 Иркутск — Бодайбо, В-13/В-14 Иркутск — Мама, В-23/В-24 Иркутск — Братск, В-27/В-28 Иркутск — Усть-Кут. В 1972 году появился первый «длинный» рейс В-49/В-50 Иркутск — Братск — Красноярск — Кемерово. Максимального количества в 13 машин отряд достиг к 1983 году, когда маршрутная сеть Иркутского ОАО простиралась от Кемерово и Томска на Западе до Благовещенска и Якутска на Востоке.

Иркутский Ан-24РВ СССР-46697 в аэропорту Усть-Кут, конец семидесятых годов.
Иркутский Ан-24РВ СССР-46697 в аэропорту Усть-Кут, конец семидесятых годов.

Справочные данные:

Список Ан-24, когда-либо работавших в 138 ло Улан-Удэнского ОАО:

46803, 46213, 46222, 46408, 46442, 46570, 46300, 46506, 46614, 47163, 47169, 47171, 47724, 47725, 47729, 47735, 47739, 47750, 47757, 47799.

Список Ан-24, когда-либо работавших в 136 ло Читинского ОАО:

46246, 46557, 46332, 46391, 47152, 47163, 47169, 47191, 47192, 47268, 47706, 47764, 47784, 47838.

Список Ан-24, когда-либо работавших в 134 ло Иркутского ОАО:

46426, 46442, 46629, 46673, 46689, 46697, 47192, 47263, 47302, 47739, 47750, 47803, 47815.

Предыдущая статья цикла:

Ан-24 в Красноярском управлении гражданской авиации.

Спасибо за внимание!