Еще в декабре 2021 года в российские войска и подразделения специального назначения поступила первая партия из 10 вертолетов огневой поддержки Ми-8АМТШ-ВН.
Об этом ранее сообщило издание РИА Новости, ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе.
Многие по привычки его сравнивают с традиционным многоцелевым вертолетом линейки Ми-8 советских времен. Однако это далеко не так. В этой статье хотелось бы подробней разобрать, что на самом деле представляет собой новинка Ми-8АМТШ-ВН и для каких задач наши конструкторы разрабатывали эту машину.
Стоит отметить, что сравнивать Ми-8 и Ми-8АМТШ-ВН не совсем корректно, так как идеология построения базовой машины закладывалась в начале 60-х годов прошлого века и основывалась на понимании и технологиях, выросших на опыте применения как многофункциональной гражданской машины.
Безусловно опыт Афганской войны и другие локальные конфликты в конечном итоге сформировали свои требования к вертолету линейки Ми-8. Однако в таком исполнении эту машину мы видим впервые.
Отмечу, что Ми-8АМТШ-ВН это вертолет огневой поддержки. Он был разработан под руководством главного конструктора национального центра вертолетостроения имени Миля и Камова, и построен исключительно для войск специального назначения.
А так как эти машины были специально разработаны для спецподразделений и имеют высокую живучесть, несравнимую с другими машинами этого класса, то фактически Ми-8АМТШ-ВН это не что иное, как винтокрылый штурмовик для спецназа. Две буквы Т и Ш в обозначении этой модификации обозначают его принадлежность как транспортно-штурмовой. И именно так его и позиционируют разработчики.
Как отмечало издание РИА Новости, что российское Министерство обороны ранее заключило два твердых контракта на производство и закупку вертолетов Ми-8АМТШ-ВН, которые предусматривают их поставку в течение 2021 и 2022 года. Однако какое конкретное количество этих машин было заказано, военное ведомство не сообщает.
В первую очередь стоит заострить внимание на том, что Ми-8АМТШ-ВН является вертолетом с повышенной боевой живучестью и защищенностью. Еще никогда в истории отечественного вертолетостроения винтокрылые машины линейки Ми-8 не были так защищены и вооружены как наш герой.
Он оснащен современными российскими газотурбинными двигателями ВК-2500-03 с модернизированной специально доработанной трансмиссией и с улучшенными высотно-климатическими характеристиками. Более того этот двигатель многотопливный, то есть может работать практически на любом виде топлива, включая традиционный бензин, дизельное топливо и даже спирт.
Наряду с новейшими двигателями вертолет получил современный винт из цельнокомпозитных материалов с виброгосящим устройством, который способен выдержать попадание из автопушечного вооружения, вплоть до калибра 30 миллиметров.
В Ростехе отметили, что применение усовершенствованного несущего винта, имеющего более высокую тягу, в сочетании с более мощными двигателями, позволило в разы повысить не только живучесть, но и тяговооруженность и соответственно маневренность, и скорость полета.
Так же было отмечено, что новые характеристики значительно сказались на повышении возможностей при работе машины в высокогорье и жарком климате.
Другой важной особенностью несущей системы Ми-8АМТШ-ВН является более эффективный икс образный композитный рулевой винт, обеспечивающий повышенную устойчивость и путевое управление в отличие от традиционных вертолетов линейки Ми-8.
Это особенно немаловажно и ощутимо при полетах в горной местности и при зависаниях в одной заданной точки пространства.
Как винтокрылый штурмовик, Ми-8АМТШ-ВН в первую очередь обзавелся новым бортовым комплексом обороны и титано-кевларовой броне защитой, которая в свою очередь защищает не только экипаж и пассажиров, но и жизненно важные узлы агрегаты самого вертолета.
Для работы на переднем крае он получил эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы и комплекс обороны с инфракрасными ловушками, который в автоматическом режиме распознает пуск ракет по вертолету, ставит помехи любым головкам наведения и выбрасывает ложные тепловые цели.
Так же был оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием со спутниковым каналом, позволяющим от взлета и до посадки управлять вертолетом в автоматическом режиме.
То есть Ми-8АМТШ-ВН имеет возможность выполнять задачу полноценного пилотирования без участия человека, а так же выполнять полеты в автоматическом режиме на бреющем полете, огибая рельеф местности.
Более того, с учетом сирийского опыта этот вертолет адаптирован для работы в ночных условиях и получил полноценный тепловизор семейства «Охотник», что немаловажно для эффективной работы на переднем крае в любое время суток и в любых погодных условиях.
По аналогии с российскими ударными вертолетами наш герой имеет современную систему связи, которая обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу, а так же дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную спутниковую и радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем.
Из вооружения Ми-8АМТШ-ВН, кроме неуправляемых ракет получил управляемые ракеты. А так же 3 крупнокалиберных пулемета "Корд" калибра 12,7 мм и один кормовой пулемет калибра 7,62 мм.
То есть фактически теперь Ми-8АМТШ-ВН обладает огневой мощью, как и ударный вертолет Ми-28НМ Ночной охотник и Ка-52 Аллигатор.
Более того машина имеет нашлемную систему целеуказания и индикации. Так что он теперь способен работать не только по наземным целям, но и по воздушным, включая вертолеты, штурмовики, беспилотники и даже истребители, а так же имеет повышенную защищённость от средств ПВО.
Для более лучшего десантирования вертолет оснастили двумя сдвижными бронированными боковыми дверями и дополнительным бронированным откидным люком в кормовой части фюзеляжа.
В экспортной модификации эта машина имеет обозначение Ми-171Ш «Шторм». Более того американский спецназ так же вбирал эту машину за многолетнюю заслуженную репутацию. И ни для кого уже не секрет, что вертолеты линейки Ми-8 так же находится в арсенале американских войсках специального назначения.
В спецподразделениях США считают, что это единственная надежная и проверенная временем машина, способная выполнять достаточно широкий круг задач, включая транспортно-десантные задачи, задачи по огневой поддержки и имеет возможности работать в любой части земного шара и при любых погодных условиях.