Найти в Дзене
com-drive

9 ярких машин «АМКОДОР» от неизвестных до популярных – предприятию исполнилось 95 лет

Не будем вдаваться в казуистику отсчета тех или иных дат – каждое предприятие, как у нас, так и за рубежом считает их по своему. Поэтому просто примем как данность - 1 февраля 1927 года трудовой коллектив по изготовлению детских игрушек положил начало одному из крупнейших холдингов Беларуси.

Недолго побыв фабрикой игрушек «Возрождение» уже в сентябре 1930 года предприятие было переименовано в завод «Ударник», который производил… весы. Только в 1951 году было решено, что здесь нужно выпускать дорожные и землеройные машины – продукцию, которой сейчас и известен юбиляр.

Цех «АМКОДОР» в 1996 году
Цех «АМКОДОР» в 1996 году

Первые образцы дорожных машин на «Ударнике» стали собирать в 1952 году. До развала СССР предприятие несколько раз переподчинялось и входило в состав различных объединений. И только в 1991 году, собственно говоря, и появился «АМКОДОР», который расшифровывался как «А» – Андропов, «М» – Минск, «К» – Коростень, «О» – Орел. Это были города, предприятия которых вошли в состав акционерного общества. А что такое «ДОР», полагаем пояснять не нужно.

Каналоочиститель на базе трактора ДТ-75, 1967 год
Каналоочиститель на базе трактора ДТ-75, 1967 год

В 1972 году на заводе «Ударник» было освоено серийное производство одноковшовых погрузчиков. С учетом разнообразия продукции, которую тогда выпускало предприятие, вряд ли кто-то предполагал, что со временем именно фронтальные погрузчики станут визитной карточкой, по которой «Ударник», а затем и «АМКОДОР» будут узнавать в мире.

Фронтальный погрузчик ТО-25 на базе трактора Т-150К, 1981 год
Фронтальный погрузчик ТО-25 на базе трактора Т-150К, 1981 год

Интересно, что еще в 1970 году на свет появилась модель ТО-18, которой было суждено стать синонимом слова «тэошка». Именно «рубленный» образ ТО-18А всплывает в голове, как только речь заходит о фронтальном погрузчике. К слову, как раз ТО-18А со «свинцовыми» кабина в свое время работали на ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС.

Компактор Амкодор 4221 на базе ТО-18Б, 1994 год
Компактор Амкодор 4221 на базе ТО-18Б, 1994 год

Второй темой, по которой был известен «Ударник» - снегоуборочная техника. Знаменитые «золотые ручки» Т-106 и их приемники прекрасно знакомы всем городским жителям. До сих снегопогрузчики «Амкодор» такого типа встречаются на улицах.

Однако гораздо эффектнее в визуальном плане выглядели шнекороторные снегоочистители. Улетающая вдаль снежная масса производила впечатление не только на детвору, но и на взрослых.

Шнекороторный снегоочиститель Д-902 на шасси «Урал-375», 1967 год
Шнекороторный снегоочиститель Д-902 на шасси «Урал-375», 1967 год

Между прочим, шнекороторы на шасси «Урал» хоть и казались могучими, но по факту были далеко не вершиной модельного ряда. Флагманами стоило считать ДЭ-219 и ДЭ-601С, которые базировались на тягаче МоАЗ-542.

Но и они визуально проигрывали снегоуборщикам, работавшим на аэродромах.

Аэродромно-уборочная машина ДЭ-235 с тягачом МоАЗ-6442, 1989 год
Аэродромно-уборочная машина ДЭ-235 с тягачом МоАЗ-6442, 1989 год

Ведь на скрытой от посторонних глаз территории аэропортов обитали совсем уж непривычные с виду конструкции. Пылесосы и «подметалки», «ветродувы» и «отогревалки» - порой все это комбинировалось на одной машине, чтобы эксплуатировать ее круглогодично. Какие уж тут шнекороторы?!

Аэродромно-уборочная машина ДЭ-222 на шасси ЗИЛ-130, 1978 год
Аэродромно-уборочная машина ДЭ-222 на шасси ЗИЛ-130, 1978 год

При этом как-то в стороне оказалась тема тех самых дорожных машин, которые предприятию предписывалось выпускать изначально. И совершенно зря – от разнообразия машин предназначенных для строительства и ремонта дорог, которые выпускались на заводе, просто глаза разбегались. Тот же ТО-18 примерил вместо передней оси каток еще в 1980 году.

Каток ВА-252, 1996 год
Каток ВА-252, 1996 год

Еще один интересный момент. Почему-то считается, что лесозаготовительной техникой на «АМКОДОРе» занялись во второй половине 2000-х. Именно тогда различные машины для лесорубов стали мелькать на выставках. Между тем еще в середине 1990-х на заводе были модели, в чертах которых четко проглядывалась внешность современных форвардеров и харвестеров.

Трелевочный тягач Амкодор 2200, 1995 год
Трелевочный тягач Амкодор 2200, 1995 год

Сегодня в состав холдинга «АМКОДОР» входит 17 различных заводов. Разделенные на пять дивизионов: «Строительные машины», «Лесные машины», «Сельскохозяйственные машины», «Коммунальные машины» и «Компоненты», они производят технику для всех отраслей экономики. Модельный ряд в настоящее время представлен 125 моделями и модификациями, а если говорить о продукции целом, то это 6,5 тысяч наименований. Техника производства «АМКОДОР» работает в 40 странах мира. Так что, юбилей получился на славу.

С праздником! И дальнейших успехов, «АМКОДОР».

20-тонный автокран АК-201 на шасси МАЗ-63034, 1995 год
20-тонный автокран АК-201 на шасси МАЗ-63034, 1995 год

Некоторые экзотические образцы техники «АМКОДОР» можно посмотреть ЗДЕСЬ