Найти в Дзене
История транспорта

Западная трасса. Ту-154 в Белоруссии

1 июля 1983 года в соответствии с решением Министерства гражданской авиации СССР был создан 2-й Минский объединенный авиаотряд, что положило начало истории нового аэропорта столицы Белорусской ССР Минск-2. Уже 5 августа в этом аэропорту совершил посадку первый Ту-154Б-2 СССР-85581 Белорусского УГА.

Экипаж Ту-154Б-2 СССР-85581 на фоне самолета после приземления в аэропорту Минск-2, 5 августа 1983 года. Источник: Национальный аэропорт Минск, официальная страница в Facebook.
Экипаж Ту-154Б-2 СССР-85581 на фоне самолета после приземления в аэропорту Минск-2, 5 августа 1983 года. Источник: Национальный аэропорт Минск, официальная страница в Facebook.

До конца месяца минчане освоили на Ту-154Б-2 следующие рейсы: Минск — Донецк — Ташкент, Минск — Тбилиси, Минск — Сочи. С 1 октября 1983 года ввели рейс 7877/7878 Минск-2 — Куйбышев — Омск — Красноярск. Рейс выполнялся три раза в неделю, в Красноярск по вторникам, четвергам и субботам, обратно по средам, пятницам и воскресеньям. В июне 1984 года Ту-154Б-2 заменил Ту-134А на рейсах 7805/7806 и 7811/7812 Минск — Симферополь.

Минский Ту-154Б-2 СССР-85538 в аэропорту Сочи, конец восьмидесятых годов. Источник: pastvu.com, пользователь ivk70.
Минский Ту-154Б-2 СССР-85538 в аэропорту Сочи, конец восьмидесятых годов. Источник: pastvu.com, пользователь ivk70.

В 1983 и 1984 годах Белорусское управление получало Ту-154Б-2 только новыми, с завода. В это время в отряд поступили машины 85581, 85582, 85583, 85593 и 85598. Начиная с 1985 года в отряд приходят уже более старые машины из других управлений. В 1985 году 85465 и 85528, в 1986 году 85260, 85419 и т. д.

Ту-154Б-1 СССР-85260. Скриншот из документального фильма.
Ту-154Б-1 СССР-85260. Скриншот из документального фильма.

В 1986 году самолет Белорусского управления впервые выполнил рейс на Дальний Восток СССР. До этого минские Ту-134 восточнее Иркутска не летали. Рейс 7893/7894 с двумя промежуточными посадками в Омске и Иркутске стал выполняться с 15 июня 1986 года дважды в неделю, по вторникам и воскресеньям. Общее время в пути из Минска до Хабаровска составило ровно 12 часов.

В 1988 году два других аэропорта Белорусского управления ГА — Брест и Калининград, были допущены к приему и обслуживанию самолетов типа Ту-154. Рейсы из этих городов в Московский аэропорт Шереметьево и в Симферополь на Ту-154 стали выполняться минскими авиаторами.

Ту-154Б-2 СССР-85509 2-го Минского ОАО приземляется в московском аэропорту Шереметьево. Источник фото aviaforum.ru.
Ту-154Б-2 СССР-85509 2-го Минского ОАО приземляется в московском аэропорту Шереметьево. Источник фото aviaforum.ru.

27 марта 1989 года белорусские авиаторы впервые вышли на Ту-154 на международную трассу — рейс SU891/892 Минск — Берлин. Рейс выполнялся два раза в неделю, по понедельникам и пятницам.

Ту-154Б-2 СССР-85593 на перроне родного аэропорта Минск-2. Источник указан на фото.
Ту-154Б-2 СССР-85593 на перроне родного аэропорта Минск-2. Источник указан на фото.

В 1991 году аэропорт Гродно стал принимать самолеты Ту-154. На них в последний год существования СССР выполнялись рейсы в московский аэропорт Шереметьево и в Симферополь.

2 августа 1991 года Минск получил с завода свой первый новенький Ту-154М - СССР-85703, а 3 сентября ещё один — СССР-85706.

Последний Ту-154М советской поставки в Минск СССР-85706 в берлинском аэропорту Шенефельд, 27 сентября 1991 года. Фото: Алистер Гардинер.
Последний Ту-154М советской поставки в Минск СССР-85706 в берлинском аэропорту Шенефельд, 27 сентября 1991 года. Фото: Алистер Гардинер.

Таким образом, за период с 1983 по 1991 годы через Второй Минский ОАО прошло двадцать два Ту-154 модификаций «Б», «Б-1», «Б-2» и «М». Из них как минимум, 85419 был в компоновке на 180 пассажирских мест, Ту-154М 85703 и 85706 — на 152 пассажирских места, большинство остальных — в стандартной компоновке на 164 кресла.

Справочные данные:

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших во Втором Минском ОАО с 1983 по 1991 гг:

85059, 85260, 85331, 85339, 85352, 85372, 85411, 85419, 85465, 85509, 85528, 85538, 85545, 85580, 85581, 85582, 85583, 85591, 85593, 85598, 85703, 85706.

Хронология открытия рейсов Белорусского УГА из аэропорта Минск-2:

Направление/годы работы

Алма-Ата через Челябинск 1987 -

Алма-Ата через Уфу 1987 -

Берлин 1989 -

Благовещенск через Челябинск, Иркутск 1991 -

Варна 1990 -

Владивосток через Омск, Читу 1989 -

Душанбе через Ростов на Дону 1989 -

Иркутск через Куйбышев, Омск 1985 -

Краснодар 1989 -

Красноярск через Куйбышев, Омск 1983 - 1984, 1986 -1987, 1990

Красноярск через Куйбышев 1984 — 1985, 1988 -

Москва (Шереметьево) 1988 -

Минеральные Воды 1987 -

Мурманск 1986 -

Нижневартовск через Горький, Пермь 1985

Нижневартовск через Пермь 1986 - 1989

Нижневартовск через Горький 1986 - 1989

Нижневартовск через Казань 1987 - 1989

Нижневартовск 1990 -

Новосибирск через Свердловск 1984 -

Одесса 1989 -

Ташкент через Донецк 1983 -

Ташкент через Ростов на Дону 1984, 1987, 1989

Ташкент через Ульяновск 1984 -

Ташкент через Минеральные Воды 1990

Тбилиси 1983 -

Симферополь 1984 -

Сочи 1983 -

Сургут через Самару 1991 -

Сухуми 1990 -

Хабаровск через Челябинск, Иркутск 1986 - 1987

Хабаровск через Челябинск, Братск 1988 -

Хабаровск через Омск, Иркутск 1987

Хабаровск через Омск, Читу 1988 -

Чита через Куйбышев, Кемерово 1988 -

Южно-Сахалинск через Омск, Читу 1991 -

Хронология открытия рейсов Белорусского УГА из аэропорта Брест:

Направление/годы работы

Москва (Шереметьево) 1988 -

Симферополь 1988 -

Хронология открытия рейсов Белорусского УГА из аэропорта Калининград:

Направление/годы работы

Москва (Шереметьево) 1988 -

Симферополь 1988 -

Хронология открытия рейсов Белорусского УГА из аэропорта Гродно:

Направление/годы работы

Москва (Шереметьево) 1991 -

Симферополь 1991 -

Спасибо за внимание.