Сегодня трамваем уже никого не удивить, а около 150 лет назад, о трамвае никто и не слышал. Заглянем в историю этого транспорта и расскажем несколько любопытных фактов о нем.
Прообразом современного трамвая является так называемая Конка, которая представляет собой железную дорогу на конной тяге. Впервые такой вид транспорта появился на улицах Балтимора в 1828 году. Лошадей пытались заменить паровой тягой, но в силу несовершенства подобных двигателей, от использования лошадей еще долго не могли отказаться.
Первая пассажирская трамвайная линия на электрической тяге была открыта лишь в 1881 году. Произошло это в Германии, линия была проложена в современных границах города Берлин.
Уже в 1892 году, новый транспорт появился в Российской империи, первым городом который получил свой трамвай, стал Киев. В 1896 году, трамваем обзавелся Нижний Новгород. В 1897 году, Орел, Курск и Севастополь познакомились с этим транспортом, В 1898 году трамвай пришел в Москву. Кстати само слово трамвай заимствовано из английского языка, и переводится как «Вагонный путь».
Первый трамвай в Москве прошел от Петровского парка до Бутырской заставы. Интервал в движении трамваев составлял 14 минут, Первый трамвай выходил на линию в 8 утра, а в 20 часов вечера движение останавливалось. Трамвай в то время был недешевым транспортом, билет стоил 5 копеек.
Кстати, в то время цвет трамвайного билета зависел от дня недели. Например, в среду билет был синего цвета.
Известные люди были вагоновожатыми. Так писатель Константин Паустовский, прошел курс обучения вагоновожатых, и даже некоторое время проработал на маршруте. Однако карьера у него на данном поприще не задалась. Трамвай, которым он управлял, врезался в автомобиль, вследствие чего будущего писателя перевели на должность кондуктора.
Поскольку трамвай до 30 годов двадцатого века был основным видом транспорта, то каких только функций не выполняли его вагоны. В 20 годах на некоторых маршрутах, в вагоны стали прикреплять даже почтовые ящики, а все для того, чтобы пассажиры не теряли время на то, чтобы добраться до места где можно отправить письмо. Однако подобная практика не закрепилась, и ящики достаточно быстро убрали из вагонов.
Длительное время двери у трамваев открывались и закрывались вручную. А в период жаркой погоды, вагоновожатые предпочитали не закрывать двери, поэтому пассажиры могли вскочить на подножку трамвая, либо сойти, не дожидаясь остановки.
Движение трамваев по улицам Москвы практически никогда не останавливалось. Даже во время обороны Москвы в 1941 году, трамваи выходили на маршрут, при этом они перевозили не только пассажиров, в тот момент их использовали для эвакуации предприятий. Трамвай доставлял грузы до железнодорожных путей.
В настоящее время трамвай стал более комфортабельным и быстрым видом транспорта.
В Москве протяженность трамвайных путей превышает четыреста километров, однако, несмотря на это, метро отобрало у него пальму первенства по массовости пассажирских перевозок.