Найти в Дзене
Автомобили и люди

Ремень ГРМ + помпа: ликбез для любителей опасной экономии

Оглавление

Посмотрел я тут, давеча, сюжет на Яндекс-Дзен, и, в очередной раз, ужаснулся дремучести отдельно взятых российских автомобилистов. В выложенном видеоролике было показано, как приехал на сервис владелец Nissan Almera четвёртого поколения, при пробеге в 160 тыс. км. ни разу не менявший ремня ГРМ.

Надо отметить, что машина у этого горе-хозяина была ухайдакана и по подвеске, и по рулевому управлению. И то, что с двигателем ничего не произошло – это чистой воды везение. Отдельно позабавили комментарии к сюжету. Посетители канала на полном серьёзе обсуждали, имеет ли смысл менять на данной модели насос охлаждающей жидкости. При этом одни комментаторы утверждали, что ресурса помпы хватает на весь срок службы двигателя, а другие были уверены, что замену узла целесообразно производить каждые 160 тыс. км. пробега. От такого невежества волосы зашевелились у меня на разных частях тела.

Простые истины

Для тех, кто ещё не понял, о чём речь, объясню, взяв в качестве примера показанный в упомянутом сюжете Nissan Almera G15RA. Продаваемая в России модификация этого автомобиля безальтернативно оснащается двигателем K4M, разработанным специалистами компании Renault. Четырёхцилиндровый шестнадцатиклапанный мотор рабочим объёмом 1598 куб. см., развивающий мощность 102 л. с., неприхотлив и ремонтопригоден. Его ресурс превышает 400 тыс. км. Но только при условии правильной эксплуатации и обслуживания.

Производитель рекомендует менять комплект привода ГРМ, в который входят зубчатый ремень, насос охлаждающей жидкости, натяжитель и обводной ролик, с периодичностью раз в 80 тыс. км. или каждые 4 года (что наступит раньше). Набор необходимых деталей хорошего качества стоит около 10 тыс. рублей. Работы по снятию и установке – ещё пару тысяч деревянных.

Это далеко не запредельные суммы. Поэтому мне никогда не понять кроил, пытающихся сэкономить копейки, рискуя попасть на дорогостоящий ремонт. Даже самые качественные зубчатые ремни ГРМ со временем изнашиваются. На их поверхности появляются трещины, а корд рвётся.

Следы износа ремня ГРМ
Следы износа ремня ГРМ

Насос охлаждающей жидкости двигателя K4M приводится в действие зубчатым ремнём ГРМ. Его уязвимым местом является осевой подшипник, смазываемый присадками, содержащимися в антифризе. Расчётный ресурс этого подшипника, эксплуатируемого в благоприятных условиях, составляет порядка 100 тыс. км., и сокращаете, если вы не производите регулярную (раз в 1 – 2 года) замену охлаждающей жидкости или используете некачественный антифриз. По мере выработки ресурса усилие на подшипнике возрастает, что становится причиной ускоренного разрушения сопрягаемых деталей. Иногда помпу просто клинит.

Возможные последствия

Когда износ достигает критических значений, происходит обрыв ремня. Это может случиться как при запуске двигателя, так и во время движения.

Порванный ремень ГРМ
Порванный ремень ГРМ

На двигателе K4M это неизбежно приводит к тому, что клапаны сталкиваются с поршнями. Самое безобидное может произойти в результате такого столкновение – загиб клапанов.

Клапаны, загнутые в результате обрыва ремня ГРМ
Клапаны, загнутые в результате обрыва ремня ГРМ

Стоимость комплекта клапанов (впуск/выпуск) составляет порядка 9 – 10 тыс. рублей. За ремонт, вместе со снятием-установкой головки блока цилиндров, придётся заплатить ещё 15 – 20 тыс. рублей. И это в самом лучшем случае! Ведь загибом клапанов дело может не ограничиться. Может произойти разрушение:

  • Клапанных направляющий.
  • Головки блока цилиндров.
  • Поршней.

Устранение подобных неисправностей обойдётся в 50 – 80 тыс. рублей. В отдельных случаях ремонт оказывается невозможным или нерентабельным.

Пробитый клапанами поршень
Пробитый клапанами поршень

Вот чем оборачивается копеечная экономия. И это не говоря о том, что поломка может произойти не рядом с домом или сервисным центром, а в дальней дороге, где недоступны ни магазины, ни услуги ремонтных мастерских. Подумайте, стоит ли игра свеч?

Правильный подход

И ещё. Оценивая периодичность замены ремня ГРМ, не стоит верить на слово сотрудникам автосервисов. Достоверную информацию вы можете почерпнуть в информационных базах программ, таких как Autodata или WOW. К сожалению, доступ к лицензионным версиям подобного ПО ограничен из-за его высокой стоимости. Но любой уважающий себя сервисный центр располагает необходимыми базами данных.

Если при ремонте используются комплектующие, в качестве которых нет абсолютной уверенности, или условия эксплуатации транспортного средства оцениваются как тяжёлые, интервал обслуживания рекомендуется сократить на 10 – 20%. Это избавит автовладельцев от ненужных проблем.

Кто-то, наверняка, скажет, что всё описанное выше – очевидные вещи, которые обязан знать любой автовладелец. С этим можно было бы согласиться, если бы в сервисных центрах периодически не появлялись автомобили, вышедшие из строя из-за несоблюдения регламента технического обслуживания. Если тема вас заинтересовала, и вы хотите расширить свой кругозор, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях. По возможности я постараюсь дать ответы, которые, надеюсь, окажутся полезными.

Авто
5,66 млн интересуются