Эксперты предупреждают о новой волне подорожания машин уже в первом полугодии. Причин несколько: дефицит отдельных компонентов, нехватка готовых машин, выросшие сроки ожидания и "допы", которые навязывают покупателям.
Нехватка электронных компонентов
В начале 2021 года был отмечен всплеск спроса на новые машины — он привел к дефициту автомобилей у дилеров и многомесячным очередям. Вторая половина прошлого года ознаменовалась для российского авторынка устойчивым спадом, который был обусловлен не столько падением спроса, сколько нехваткой полупроводниковых компонентов и другими сложностями у производителей.
Проблемы с дефицитом отдельных компонентов затронули не только отечественный рынок автомобилей, они имели глобальный характер. Объемы производства полупроводниковой электроники сократились из-за пандемии и ограничительных мер, введенных в разных странах. Дефицит микросхем привел к нехватке электронных блоков управления двигателями и панелей управления приборами, а также мультимедийных систем.
По словам Евгения Горелика, главы НПП ИТЭЛМА (ведущий отечественный производитель автокомпонентов), суть состоит в том, что для производства микросхем требуется срок более 6 месяцев (например, много времени занимает выращивание кремниевых кристаллов). Любые помехи приводят к дефициту кристаллов, который трудно восполнить. Нехватка кристаллов приводит к нехватке соответствующих микросхем, в конечном счете — к дефициту и подорожанию современных автомобилей.
Цены на автомобили продолжают стремиться вверх
Рост цен на машины, который отмечался во втором полугодии 2021 года, продолжился и в этом году. Autonews.ru сообщает, что уже в первой неделе года некоторые производители переписали свои прайс-листы. К примеру, с 6 января увеличил стоимость своей продукции АвтоВАЗ, она подорожала на 11-82 тысячи рублей (а в 2021 году АвтоВАЗ поднимал цены на модели Lada целых 7 раз).
Выросли цены и на автомобили Kia. Теперь седан Kia Rio с двигателем мощностью 100 л.с. и объемом 1,4 л, оборудованный механической коробкой передач, обойдется покупателям в 1 014 900 рублей (плюс 20 тыс. рублей к цене). В прошлом году популярный в России корейский производитель переписывал прайс-листы на отдельные свои модели до десяти раз.
Стоимость продукции выросла и у таких автопроизводителей, как Hyundai, Mazda, Renault, Toyota и Volkswagen. Подорожали востребованные модели — например, Renault Duster (стоимость увеличилась на 110 тыс. рублей) и Hyundai Creta (примерно на 60 тыс. рублей).
Неназываемый источник Autonews.ru сообщил, что в ближайшее время подорожают и автомобили Skoda.
А что потом?
Прогнозы большинства экспертов не радуют. Так, автор ТГ-канала @proTradeIn Артем Самородов рассказал, что факторы, которые обусловили рост цен в прошлом году, действуют и сегодня. Более того, к нехватке полупроводников и компонентов на их основе добавился дефицит алюминия. Подорожали сталь и чугун, цветные металлы. Обходится дороже логистика, которая в автомобильной индустрии играет важную роль.
По словам Самородова, в ближайшие полгода ситуация в лучшую сторону не изменится. Машины будут дорожать.
С этим согласен и Сергей Целиков, глава аналитического агентства "Автостат". Как сказал Целиков, причин для роста цен несколько, но главная — то, что рекомендованные розничные цены (РРЦ) производителей сейчас гораздо ниже, чем реальные цены в автосалонах. Производители наверняка поднимут РРЦ.
Еще одна причина — смена прошлогоднего модельного ряда на новый, при этом обязательно будет учтена прошлогодняя инфляция. В качестве третьей важнейшей причины подорожания Целиков назвал всё тот же дефицит компонентов. Эксперт ожидает роста цен в первую очередь на самые востребованные модели.
Интересно, что в 2021 году в России чаще всего угоняли автомобили Kia и Hyundai. В тройке наиболее популярных у угонщиков машин оказался также Mitsubishi Outlander, пишут "Новые Известия".
-----