В начало рецензии я вынес более правильный перевод названия, отражающий точное определение истории. Фильм стал громким режиссёрским кинодебютом хорошей, но не вполне реализованной актрисы Мэгги Джилленхол. Первый фильм и сразу приз за лучший сценарий на высоколобом Венецианском фестивале. Надеюсь, аванс не будет растрачен в пустую, и мы получим прекрасную женщину-режиссера (ну или режиссерку).
Не писать вообще о данном фильме, конечно, преступно, но и писать непросто. Фильм, являясь драматическим произведением, создает внутри себя такой нешуточный саспенс и ожидание уже трагедии, что просмотр требует полного сосредоточения. Постоянно ждешь развязки или неминуемого взрыва и лишь потом понимаешь, что они возможна лишь в голове и мыслях главной героини. Кто же она?
Непримечательная женщина средних лет с красивым именем Леда (Оливия Колман) приезжает в отпуск в Грецию. Одна. Она преподаватель колледжа и специализируется на итальянской литературе. Она наслаждается солнцем, виллой и тишиной. Настроение ее на самом деле непонятно. Скорее непроницаемо. Вдруг налетает шумная семья состоятельных и неоднозначных американцев итальянского происхождения. Леде бы радоваться и оживиться. Нет. Она не просто недовольна, она -зла. Лишь одна из новых соседей ее кажется заинтересовала: молодая красивая женщина Нина (здесь действительно сексуальная и чувственная Дакота Джонсонс) с маленькой дочерью. Леда проникается в ее положение полуброшенной жены (муж все время отсутствует по «не совсем легальным» причинам) и даже помогает с поиском потерявшейся девочки. Однако почему-то забирает любимую куклу последней себе. Прячет и заботится о ней, как о ребенке. Параллельно заводит и краткое знакомство с молодой женщиной под неодобрительные взгляды ее итальянского семейства. Однако про сюжет – все. Иначе станет скучно, да и неважно на самом деле.
Вся энергия истории здесь в воспоминаниях, молчании, жестах, метаниях и немногочисленных диалогах Леды с другими персонажами. При этом именно воспоминания играют решающую роль в понимании судьбы и мыслей героини. Они переносят нас в ту пору, когда она была молодой мамой (ошеломительно эмоциональная роль Джесси Бакли) двух дочек и подающим надежды литератором. Ей было тяжело и роль матери – не единственное ее желание. Она хочет славы, признания, а потом уже и новых чувств, эмоций. Пришлось сделать выбор, и он стал определяющим. Молодая Леда пыталась найти компромисс, но как примирить новые чувства с обязанностями матери и тем более жены. Она хочет нового союза, который бы стал и интеллектуальной, и плотской ее реализацией. Она хочется быть желанной, а не выполнять условно навязанную социальную роль. Однако на все есть цена. Мы не хотели бы, чтобы так было, но увы. Роль матери удалась Леде гораздо хуже, чем роль прекрасной музы и любовницы.
Эта тема мне навеяла историю героини Джулианы Мур в фильме «Часы». Она мучилась в своем буржуазном рае: любящий заботливый муж, ребенок, достаток, дом, и сбежала, бросив все. Этот побег разрушил жизни близких ей людей и повлиял на их судьбу, но спас ее. Чудовище ли она или просто женщина, которая хотела иной судьбы. Ведь это естественное право человека: определять свое будущее. С другой стороны, как быть с выборами, которые были сделаны ранее и людьми, которые тебя любят и зависят от тебя.
Возникает вопрос, насколько человек готов простить себя за свои решения. Леда не понимает полностью причин своих переживаний и поступков. Мыслями она постоянно в моменте ее судьбоносного выбора и переживает его снова и снова. Реальность ее приобретает черты прошлого. Ей кажется, что она сама стала своей новой знакомой Ниной, которая, по ее мнению, находится на пороге такого же выбора. Однако это рефлексии Леды, которые могут и не иметь под собой почвы. Нина – другая женщина и все совпадения могут быть лишь плодом воображения. На самом деле героиня находится не в отпуске в Греции, она почти всегда в своем собственном аду, который только результат ее собственных переживаний. Мы не слышим и не видим претензий ее дочерей и не знаем, как сложилась судьба мужа. Возможно, они счастливы. Только Леда себя так и не простила. Но вот, что примечательно, случись выбор снова, она сделала бы тоже самое. Такова ее натура. Она прежде всего талантливая женщина и лишь потом мать. Потому она так и хочет помочь Нине, словно пытаясь доказать, что она была права много лет назад, оставляя семью.
Ее мучения скорее о том, что нельзя заполнить все клеточки своего существования и одинаково быть вовлеченной во все аспекты бытия. Ей горько, что пришлось сделать выбор, ведь когда мы начинаем жить, расти, социально адаптироваться, создаем семью, заводим детей, никто не предупреждает, что могут быть ошибочные пути, а действительность - невечна. Кража куклы позволяет ей снова воссоздать ситуацию из прошлого. Она и заботится о ней, и периодически выбрасывает, и прячет, как бы проигрывая все возможные пути собственной жизни. Кукла стала – симулятором не совершенных поступков, сублимацией не выраженной любви к дочерям. Но кукла – не ребенок и прошлое тоже уже не изменишь. Только принятие своих решений и прощение – путь к реальности. Да, но простить себя – самое сложное в жизненном пути.
Такое сложное эмоциональное погружение в свой ад подвластно не каждой актрисе. Желание это сыграть - у многих, но получается не у всех. Сложно сомневаться в таланте Оливии Колман. В этой странной немного отстраненной женщине-актрисе есть какой-то стержень, который привлекает взгляд. Она часто пугает и даже отталкивает своеобразной шекспировской надменной гордостью. При этом что-то проскальзывает в ней от ребенка, которому нужна забота. При всей своей довольно обычной внешности она сразу дает понять, что человек она далеко необычный. Последние несколько лет у нее карнавал ролей: «Фаворитка», «Отец», сериалы «Корона» и «Садоводы». Заслужила. Ее Леда - героиня неоднозначная. Она и жертва, и абьюзер, и мать, и эгоистка. Она и добра, и невероятно зла временами. Она сама себя не понимает, а оттого тяжело понять ее зрителю. Так и бывает в реальности.
Отдельно скажу и поддержу, что говорили многие другие, без Джесси Бакли, в роли молодой Леды, фильм бы был иным. Это совершенно другая, а самом деле та же, женщина. Полная желаний и разочарований. Она любит детей, но они и оковы для нее. И она напугана своими мыслями. Совершить такой прыжок в неизвестность собственных желаний – удел одиночек. Бакли последние годы тоже расцвела. Конечно, преимущественно на ниве сериалов: «Табу», «Чернобыль», но была и блистательная работа в артхаусе «Думаю, как всё закончить» (2020)/I'm Thinking of Ending Things режиссера Чарли Кауфман. Если взглянуть на ее уже заявленные проекты – актёрское будущее у нее завидное.
Многим, предполагаю, покажется, что фильм скучен и затянут. Многим никак не отзовутся душеные метания наверно не самой лучшей матери на свете. Да и финал, который однозначным не назовешь (для меня, правда, он вполне логичный и понятный), многих введет в раздражение. Однако это свойство большого кино и творческого высказывания, в котором банальная манипуляция чувствами зрителя заменена на неприглядную правду человеческой природы. Мы – не святые, а потому и природа наша может зачастую оттолкнуть, а не утешить.