Первый велосипед мир увидел в начале 19-го века. Каждый видел велики с невероятно большим передним колесом и, вероятно думает, что это и есть прототип современного транспорта. Однако, это далеко не так. Первый велотранспорт был изобретен в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрезом и являлся не велосипедом, а самокатом, который профессор назвал "машиной для бега". Самокат отчасти был похож на современный велосипед, но не имел педалей - то есть два колеса, соединенных деревянной рамой. В современности такие самокаты (или беговелы) часто можно увидеть у детей, которые приводят его в движение не при помощи педалей, а отталкиванием ногами от земли. Современники назвали такой самокат "Дрезиной", и это название прижилось до сих пор.
Педали у самоката появились через 20 лет в 1840 году. Щотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан приделал к "дрезине" седло и педали, которые толкали заднее колесо. Поскольку педали крепились к заднему колсу посредством металлических стержней, их приходилось толкать, а не крутить. Данный прототип был наиболее похож на современный велосипед, но увы, остался не замеченным. Как зачастую бывает, изобретения различных герцогов и профессоров имеют большие шансы на успех, чем самоделки безызвестных деревенских кузнецов.
Ничего не зная об изобретении Макмиллана, в 1863 году французский мастер по изготовлению детских колясок Пьер Лалман решил приделать педали к переднему колесу "дрезины". На тот момент ему было всего 19 лет, и в отличие от Макмиллана, новшество Лалмана заметили. Уже в 1864-м, совместно с промышленниками братьями Оливье и инженером Пьером Мишо, был налажен выпуск усовершенствованных самокатов, порядка 400 единиц в год. Кстати, Мишо тогда предложил заменить деревянную рамму на металлическую и, по некоторым данным, именно тогда в мире и появилось слово "велосипед". Через 2 года, в 1866-м, Пьер Лалман уехал в США, где запатентовал свое изобретение.
Следует отметить, что первые велосипеды и их прототипы не имели амортизаторов и рессор, на деревянные колеса "обувались" металлические пластины, чтобы предотвратить износ. В народе велосипеды получили название "костотрясы". Думаю, не нужно объяснять почему. Хотя первые шины на велосипед и были придуманы в 1845 году, они не давали хорошей амортизации, твердели на холоде и мякли в жару, и постоянно слетали. От клички "костотрясы" велосипеды избавились только в 1888 году, когда шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные каучуковые шины. Кроме того, руль и педали жестко крепились к колесу, от чего скорость велосипеда зависела от скорости вращения педалей, а при каждом надавливании на педаль руль отклонялся влево-вправо соответственно, от чего управление было не очень удобным. А о большой скорости можно было и не мечтать, так как велосипед предназначался для прогулок, а интенсивно крутить педали было не много желающих.
В 1870 году мир наконец-таки увидел тот самый известный велосипед с неимоверно большим передним колесом. Его название - "Пенни-Фартинг" - дали по аналогии британских монет, где пенни намного больше фартинга. Но скорее всего, тогда они назывались "гран-би" или просто велосипедами, а "пенни-фартинг" транспорту дали намного позже, когда он уже начал считаться устаревшим. Англичанин Джеймс Старли доработал конструкцию "костотряса", увеличив переднее колесо до 1,5 метров. Это было обусловлено тем, увеличение колеса позволило увеличить скорость велосипеда, при досточно не быстром вращении педали. Появлению "гран-би" также поспособствовало изобретение спиц, что позволило сделать конструкцию более легкой. Это вам не деревянные колеса с металлическими "шинами".
Езда на "гран-би" была отнюдь не безопасной. Отсутствие тормозов, высокая посадка и неудобное управление давали о себе знать. Зачастую люди падали с него или совершали кульбит через переднее колесо. В 70-80-х годах 19-го века возымел популярность новый жанр фотографии "упавшие с "пенни-фартинга". Но учитывая то, что фототехника того дня вряд была не совершенной, большинство таких фото являются постановочными.
Хоть "гран-би и не был безопасен, он стал символом заката Викторианской эпохи и имел большую популярность. На этой модели стали проводиться первые велогонки, а американец Томас Стивенс совершил первое в мире кругосветное путешествие на велосипеде в 1884-1886 годах.
Позже Старли разработал так называемый "безопасный велосипед", который назывался "ровером" (скиталец). Он стал прообразом современных моделей, так как имел колеса одинакового размера и приводился в движение посредством вращения не переднего колеса, а заднего, благодаря цепной передаче. Хоть это и был прототип, наиболее близкий к современным моделям, все также имел ряд недостатков: отсутствовали тормоза, рама постоянно ржавела и требовала тщательного ухода. В те времена еще не знали технологию изготовления нержавейки, а сами рамы не красились, поэтому после каждой прогулки "роверы" предстояло тщательно чистить, смазывать маслом и протирать керосином. Описание чистки велосипеда занимало 4 страницы.
Позже в велосипедах начали появляться ножные и ручные тормоза, переключатели скоростей, облегченные рамы и различные типы самих велосипедов. Однако дизайн "роверов" особых изменений не притерпел, а в некоторых языках это слово до сих пор означает "велосипед". Сам же Джеймс Старли считается отцом велосипедной промышленности.
Надеюсь, было интересно!
#история велосипеда #велосипед #пенни фартинг #велокат #история #изобретения