Найти тему
Z-Машины

Самолёт Су-75 Checkmate под американской лупой

Оглавление
Знакомства для НАТО: два брата-акробата русские истребители "Су-75 Checkmate" и "Су-57"
Знакомства для НАТО: два брата-акробата русские истребители "Су-75 Checkmate" и "Су-57"

Некий американский цифровой журнал «Breaking Defense», круто разбирающийся в стратегии, политике и технологиях защиты, решил под лупой рассмотреть русский истребитель нового поколения Су-75 «Checkmate». По всей видимости, американцам малоинтересен процесс игры в шахматы. Куда больше интересует процесс рассмотрения мелких деталей, явно отсутствующих в составе конструкции любимого «F-35». Именно этот новейший истребитель США рассматривается серьёзным конкурентом по отношению к русской воздушной машине.

Русский самолёт Су-75 Checkmate глазами специалистов США

Новинка боевой авиации, российский истребитель Су-75 обещает потенциальным противникам многое, не только «Шах и Мат». Но действительно ли русские смогут снести «короля»? Новый самолёт Су-75 «Checkmate» производства корпорации «Сухой», русские позиционируют как одномоторный истребитель-невидимку на одном уровне с американским «F-35». Правда, русская версия дешевле, чем американская.

Теперь Москва надеется, что новая конструкция самолёта создаст нишу для боевой авиастроительной отрасли на экспортном рынке. Главная цель русских - поднять продажи самолёта-конкурента относительно других машин, построенных за рубежом:

  • «JAS-39E / F Gripen»,
  • «Lockheed Martin F-35»,
  • «Shenyang J-35».

Последний в списке - китайский самолёт, который разрабатывается дольше, чем русский Су-75, но предлагает более дешевую альтернативу российскому производству.

Однако существуют серьёзные вопросы, требующие от русских ответа, как в плане маркетинговой стратегии, так и в плане технических возможностей новой воздушной машины. В совокупности эти вопросы могут добавить самолёт Су-75 «Checkmate» в длинный список программ военной авиации РФ, которые так и не нашли воплощения в экспортных поставках.

Последние годы отметились для российского производства единственным истребителем нового поколения «Су-57». Это двухмоторная модель боевой воздушной машины, по форме напоминающая самолёт-невидимку. Другие истребители, которые до сего дня производятся в России - модернизированный «МиГ-29» (так называемый «МиГ-35») и «Су-35» принадлежат к числу устаревших проектов 80-х годов. Эта техника малопривлекательна в условиях, когда конкурирующие американские модели более технологичны.

Кто помогает русским запускать и финансировать авиацию?

Самолёт нового поколения «Су-57» русские производят небольшими партиями (всего 78 штук). Основной заказчик - ВКС России. Производство, согласно имеющимся данным, оказалось намного дороже, чем предполагалось изначально. Ко всему прочему, производство этих машин столкнулось с проблемами, когда Индия (как считали русские - перспективный экспортный покупатель «Су-57») отказалась стать партнёром производства.

Очевидный момент - программы российских истребителей традиционно сильно зависят от внешних заказчиков, которые помогают запускать и финансировать производство. В надежде избежать повторения такой ситуации, Россия предложила сотрудничество в разработке самолёта Су-75 «Checkmate» Объединенным Арабским Эмиратам. Соглашение о программе финансирования двумя странами планировалось подписать в ноябре 2017 года.

Однако после включения в игру Вашингтона с указанием на то, что американцы изменят прежнюю политику взаимодействия с ОАЭ и позволят союзным арабским государствам приобретать истребитель «F-35», привело к разрыву сделки. Тем не менее, русские не отказались от продажи самолёта Су-75 ««Checkmate» богатой нефтью и финансами стране Персидского залива.

Самолёт Су-75 «Checkmate» детали дизайна и производительности

На текущий момент российский проект вышел за рамки бумажного дизайна и стадии макета. Самолёт Су-75 «Checkmate» является фактическим демонстратором прототипа. Очевидный факт - в конструкции использованы уроки, извлечённые из конструкции машины «Су-57». Истребитель оснащён одним двигателем 5-го поколения, маркируемым «Изделие 30».

Российские конструкторы применили полный набор высокотехнологичных цифровых ресурсов. Система самолёта Су-75 «Checkmate» разрабатывалась с использованием суперкомпьютерных средств настройки вычислительной гидродинамики и радиолокационного сечения (RCS).

Продукт традиционно ручной работы - кукла "Матрёшка", как символ логистики Су-75
Продукт традиционно ручной работы - кукла "Матрёшка", как символ логистики Су-75

Работоспособность российского истребителя нового поколения поддерживает автоматизированная система логистики, именуемая «Матрёшка». Здесь видится явный намёк на игру с куклой ручной работы, которая символизируют лёгкость и модульность конструкции нового российского истребителя.

Вся электронная инфраструктура конструкции имеет открытую архитектуру, использует системы диагностики, в основном присутствующие на борту. Это сводит к минимуму количество оборудования, необходимого на аэродроме для обслуживания истребителя. Такая система перекликается с разработкой «ALIS F-35», которая была основным источником головной боли для операторов реактивного самолета разработки «Lockheed Martin».

Силовой потенциал вооружение и реальная концепция

Как и другие конструкции «невидимок», русский Су-75 «Checkmate» несёт ракеты внутри специально созданного отсека под вооружения. На выставочном прототипе указано, что на машине установлены те же боеприпасы воздушного базирования, что и на истребителях «Су-35», и «Су-57». Максимальная нагрузка по вооружению заявлена на уровне 7000 кг.

Установленный двигатель выдаёт почти 11000 кг в режиме безфорсажной тяги и 18000 кг в режиме форсажа. Этими показателями вполне обеспечивается удельный показатель тяги на уровне 1,00 и лучше. Однако остаются вопросы по тяге с учётом веса пустого самолёта. Дальность полёта истребителя на внутреннем топливе без внешних баков составляет без малого 3000 км.

Команда российских разработчиков утверждает, что с этой конструкцией связана высокая подъёмная сила крыла. Особое внимание уделено V-образному вертикальному оперению, которое является частью низкой RCS (калибровочной сферы РЛС) машины.

В целом же, несмотря на то, что русский истребитель-невидимка представлен как новая разработка, реально аппарат основан на концепции лёгкого истребителя, первоначально разработанной ОКБ «Микоян» более 7 лет назад. Некий специалист российской авиастроительной промышленности сообщил эту новость журналу «Breaking Defense».

Главное направление русских - коммерческие продажи

Журналистам «Breaking Defense» удалось узнать, что одним из главных приоритетов истребителя Су-75 «Checkmate» является отсутствие одномоторных истребителей пятого поколения по разумной цене на рынке. Клиентам требуется недорогой самолёт, удовлетворяющий заявленные требования .

Стоимость единицы воздушной машины русских составляет 25-30 миллионов долларов США. Такая цена, по мнению команды разработчиков, заинтересует основных целевых клиентов. Упор на экспортные продажи имеет значение в коммерческом плане, учитывая, что в настоящее время генералы ВКС России не интересуются какой-либо однодвигательной конструкцией.

Российские ВКС отчаянно нуждаются в доступных истребителях, производимых в больших количествах. Поэтому руководство ВКС не поддерживает производство Су-75 «Checkmate». Также проблематично продать этот продукт русских покупателям-экспортёрам без соответствующей регистрации. Кроме того, если экспортных продаж недостаточно, не удастся достичь требуемой экономии за счёт масштаба для поддержки производственного цикла.

Несущий вариант Су-75 «Checkmate», скорее всего, будет предложен ВМС Индии в качестве замены авианосного истребителя «МиГ-29К». Оцениваются возможности двухместного варианта, а также беспилотной версии. Но нет потенциальных покупателей, которые проявили бы интерес к любому из этих вариантов русских.

Как русским реализовать концепцию дизайна Су-75?

Соответственно, большой вопрос в том, сможет ли московская промышленность реализовать эту концепцию дизайна, чтобы создать полностью функциональный истребитель. Начиная с 2017 года, производственная база оборонно-промышленного комплекса значительно сократилась по мощности и общему размеру.

Русские, конечно, доказали, что способны создать реальный прототип нового истребителя-невидимки. Но цветные металлы и композитные материалы для конструкции, могут оставаться недосягаемы. Согласно заявлениям, для завершения статических испытаний конструкции самолёта потребуется не менее года. Это станет настоящим испытанием для российской индустрии композитных материалов, развитие которой далеко отстаёт от индустрии США и Европы.

Композитные материалы являются ключом оптимального значения RCS самолёта. Мало того, что композиты необходимо изготовить с экстремальными допусками, а секции требуют соединений без зазоров в микрон, композитам требуются уникальные радиопоглощающие свойства. Смогут ли всё это сделать русские? Вопрос, на который американцы не находят ответа, в принципе.

По материалам: Breakingdefense