Найти тему
Русская армия. История.

Как советские пилоты МиГ-15 раскусили замысел американцев и устроили им "черный вторник"

Звено советских МиГ-15
Звено советских МиГ-15

Американская разведка во время Корейской войны работала очень хорошо и пристально следила за тем, что происходит на территории КНДР. В штаб сразу же докладывали о строительстве новых аэродромов или о восстановлении старых. Не стал исключением и северокорейский аэродром в Намси, который был практически достроен и готовился к вводу в эксплуатацию.

ВВС США решили нанести по нему бомбовый удар. Для этого предполагалось задействовать 21 бомбардировщик B-29 Superfortress. Однако прошлый опыт подсказывал, что из-за наличия в районе советских МиГов сделать это будет не так просто. Дело в том, что полгода назад, в апреле 1951 года советские истребители уже нанесли удар по американской авиагруппе и сбили 14 самолетов США.

Тогда событие получило название "Черный четверг". После был объявлен недельный траур и долгое время ВВС США не использовало большие группы бомбардировщиков для нанесения ударов по стратегическим объектам КНДР.

В этот раз американское командование решило учесть прошлые ошибки и провести операцию избежав стычки с советскими МиГами на подлете к "объекту". План мог бы сработать, если бы советские специалисты его не раскусили. Дело в том, что американцы, по сути, использовали опыт Второй мировой, за что и поплатились.

Бомбардировщики в небе
Бомбардировщики в небе

30 октября 1951 года началась сама операция. Для прикрытия медленных и уязвимых бомбардирощиков была выделена большая группа истребителей F-86, F-80 и F-84. Всего около 200 машин. Но, как писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Лобов, "тактика непосредственного прикрытия, основанная на использовании «отсечного» огня, ушла в прошлое. Мы это понимали".

Американские истребители и выдали местоположение "суперкрепостей" (так американцы называли свои бомбардировщики). Сами бомбардировщики следовали с восточного побережья обходя советские радары. А вот истребители были замечены радарами у Пхеньяна и Анеи.

Обнаружение крупных групп истребителей на удалении 200-250 км от Аньдуна и их полет на больших высотах были для нас первым сигналом. Характер их полета выдавал находившиеся под ними бомбардировщики, хотя от самих В-29 отметок на экранах РЛС еще не было... () Замер общей скорости смещения самолетов над местностью показал, что она составляет 400-420 км/ч. Все стало понятно: полученные данные совпадали с крейсерской скоростью «сверхкрепостей». Теперь нетрудно было сделать вывод: с восточного побережья Кореи следует группа В-29 ("В небе Северной Кореи" Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов)

На аэродромах Аньдун и Мяогоу находилось всего 56 советских МиГ-15. Для атаки на "суперкрепости" было решено задействовать 44 самолета. Еще 12 остались прикрывать аэродромы, на случай если враг все же прорвется.

Подготовка к полету истребителя МиГ-15
Подготовка к полету истребителя МиГ-15

44 советских МиГ-15 против 200 американских истребителей. С одной стороны казалось, что силы не равны. Но американское командование не учло, что советские асы даже и не планировали вступать в бой с американскими истребителями. МиГи не выделяли отдельных сил для сковывания боем американской истребительной авиагруппы. Они сразу прорывались к бомбардировщикам и атаковали их.

...самолеты-перехватчики противника пикируют через боевые порядки истребителей сопровождения, вынужденных лететь с малой скоростью, и сбивают прикрываемые ими бомбардировщики...(Уроки воздушных боев в Корее, «Юнайтед Стейтс Нэйви инcтитьют просидингз» 6 апреля 1952 года)

Сами "суперкрепости" не могли нанести никакого урона советским истребителям. Их пулеметы имели меньшую дальность и меньшую эффективность, чем авиапушка МиГа, да и прицелиться в реактивный истребитель на большой скорости было непростой задачей.

В результате МиГи просто обошли группу истребителей F-86, которые собирались встретить их у реки Ялуцзян. Прорвались через строй истребителей F-84 и F-86 непосредственного прикрытия и атаковали сами бомбардировщики, которые оказались беззащитны под огнем их пушек.

Первый же "заход" разбил боевые порядки американцев и обратил их в бегство. "Суперкрепости" стали легкой мешенью. Самолеты врага стали разворачиваться к морю, куда, как они знали, советские пилоты за ними не последуют. При этом при первом же "налете", прорываясь через группу прикрытия, МиГи сбили 4 истребителя F-84.

-4
Американцы не «отклонились», а в панике бежали, если можно применить это слово к громадным четырехмоторным стратегическим бомбардировщикам. Кстати, в этом бою был сбит и разведчик, которому надлежало подтвердить фотоконтролем результаты бомбометания по аэродрому. ("В небе Северной Кореи" Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов)

По итогу боя оказалось, что сбито 12 американских "суперкрепостей" и 4 истребителя прикрытия. Советская группа потеряла один самолет МиГ-15, который американцы сбили уже на территории Китая, границу которого в горячке боя и с горечью поражения они решили нарушить.

После такого "повторного" тяжелого поражения для расследования инцидента из США в Корею прибыла специальная комиссия, которая приостановила полеты американских самолетов на три дня. На четвертый день американцы решили устроить еще одну маленькую вылазку. Три бомбардировщика B-29 днем, под прикрытием десятков F-86 были отправлены к переправам у Анею.

Результат не заставил себя ждать. 16 самолетов МиГ-15 вылетели им на перехват и, игнорируя воздушных бой с истребителями сбили все "суперкрепости".

Неудачи заставили американцев пересмотреть свою тактику. Бомбардировщики B-29 и B-26 стали использоваться ими только в ночное время и на небольших высотах. Кроме того американцы полностью отказались от идеи использования больших групп бомбардировщиков под прикрытием "сотен" истребителей.

"Черного вторника" и "Черного четверга" оказалось для этого достаточно. Но в случае необходимости советские летчики могли окрасить для западных "коллег" в черный цвет и остальные дни недели. Добавив туда и "черную среду" и "черную пятницу". Американцы это понимали и больше не поднимали в воздух свои бомбардировщики днем.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.