Давно известны многотопливные двигатели, которые используются в основном для военного назначения. В принципе, это дизельный двигатель с особенным ТНВД. В качестве топлива можно использовать дизельное топливо, солярку, бензин, бензин с маслом. Двигатель ЗИЛ-645 считается многотопливным, но переключателя нет, но есть военные варианты ДВС ЯМЗ, Камаз и УТД-20, разновидность танкового двигателя В-2.
На многотопливном ТНВД есть флажок с тремя положениями: дизельное топливо, керосин и бензин. Этот флажок открывает подачу масла из ДВС непосредственно к плунжерной паре. Дизельное топливо смазывает плунжера, бензин и керосин не дают смазки и для этого сделали принудительную подачу масла на ТНВД.
До начала 20 века был создан нефтяной двигатель, работающий на любом жидком топливе за счет разогретой головки двигателя. На тракторах 30-50-х годов прошлого столетия, таких как Lanz Bulldog, двигатели Hot Bulb накаляли открытым пламенем перед запуском. Конструкция была очень простой и не экологичной, 25% топлива и больше не догорало.
Рудольф Кристиан Карл Дизель в 1892 году зарегистрировал изобретение ДВС с топливным насосом, работающим с высоким КПД. Это были первые простые дизельные двигатели, на которых обороты ДВС не менялись.
В 40-е годы появились двигатели, такие как Д-24 на тракторах Владимирец, дизельный двигатель запускали на бензине и переключали на дизельное топливо. Двигатель запускали с ручки, которая находилась спереди трактора. Лет пять назад, в одной деревне я застал такую технику, во время моего детства на тракторе Д-24 еще ездили и пахали огород.
Я хочу рассказать про двигатели ЗИЛ-130 и ГАЗ-51, которые случайно или по необходимости работали на дизельном топливе. Двигатели ГАЗ-51 рассчитаны на бензин А-72, могут работать на А-66 или А-80. Двигатель ЗИЛ-130 рассчитан на А-76, для двигателя Урал-375 рассчитан Аи-92.
На моих глазах, несколько раз автобусы ЛАЗ-699 «Турист-2» с поршневой от Урал-375 приезжали в гараж на дизельном топливе. Происходило это следующим образом, водитель, не рассчитывал бензин на весь маршрут для автобуса, или заканчивался бензин и техника останавливалась на дороге.
Водитель, не теряя времени, на автобусе сливает дизельное топливо из бака для автономного отопителя и заливает в основной бак. Остатками бензина и дизельного топлива двигатель на автобусе заводится и продолжает движение по маршруту, высаживает пассажиров и едет в гараж. В это время из двигателя происходит выхлоп сильным сизым дымом, постоянно надо держать высокие обороты двигателя. Водитель в гараже заправляет автобус и еще дает немного поработать ему на бензине, до того, как, двигатель перестает сильно дымить. Если двигатель заглох или заглушили, необходимо чистить свечи, карбюратор, фильтра, продуть топливопровод и цилиндры. При необходимости меняли масло на ДВС.
Я сам однажды вместо бензина торопясь залил дизельное топливо в бак автомобиля ГАЗ-52. Проехав немного заметил, что у двигателя потерялся холостой ход и с глушителя идет сизый дым. Пришлось развернуться на автомобиле и дома пришлось срочно сделать подачу бензина из 1,5 литровой бутылки на бензонасос. Двигателю дал возможность поработать, пока он не перестал сильно дымить. Остатки топлива из бака и фильтра грубой очистки пришлось слить.
Работу двигателя ЗМЗ-511 или ЗМЗ-513 на дизельном топливе мне не приходилось застать. Водители на автомобиле ЗИЛ-130 моги доезжать более 30 километров до гаража или до заправки. Происходило так, когда на заправках АЗС по талонам не было бензина.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"