Найти в Дзене
История транспорта

Эксплуатация Ту-154 в Западной Сибири

Приказом Министра гражданской авиации СССР в рамках эксплуатационных испытаний предписывалось организовать технические, почтовые и грузовые рейсы на Ту-154 в разные города СССР с 15 мая 1971 года.

Согласно этого приказа 28-29 мая 1971 года на самолете Ту-154 СССР-85009 под управлением командира корабля В.А. Большакова был выполнен первый технический рейс Внуково — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск. Это был первый прилет Ту-154 в Новосибирский аэропорт Толмачево. Второй прилет состоялся 23 июля того же года, когда Ту-154 СССР-85011 выполнил технический рейс по маршруту Внуково — Новосибирск — Иркутск.

Базировка Ту-154 в столице Западной Сибири, в аэропорту Толмачево, была утверждена ещё в 1973 году. Узловой аэропорт с постоянно растущим пассажиропотоком и географией полетов от Петропавловска-Камчатского до Ленинграда, в том числе с самой длинной в СССР пассажирской линией на Ту-104 Одесса-Владивосток, остро нуждался в более вместительных и скоростных лайнерах. Переучивание на новый тип новосибирских летчиков началось в конце 1973 — начале 1974 гг. Для этого в Ульяновскую школу высшей летной подготовки отправились лучшие летчики 204-го Толмачевского авиаотряда. В числе первых пилотов поехали на обучение М. Бабушкин, В. Клоков, Б. Кузнецов. После учебной программы новосибирские летчики некоторое время стажировались на грузовых и почтовых рейсах Ту-154 200-го отряда в московском аэропорту Внуково.

Свой первый Ту-154А с красивым бортовым номером СССР-85070 новосибирцы получили на Куйбышевском авиазаводе утром в субботу, 3 августа 1974 года. Командиром экипажа был пилот-инструктор Ульяновской ШВЛП Г.И. Чирков, командиром-стажером — В.П.Клоков.

Ту-154А СССР-85070 на перроне новосибирского аэропорта Толмачево. Командир корабля докладывает начальнику Западно-Сибирского управления гражданской авиации о завершении рейса.
Ту-154А СССР-85070 на перроне новосибирского аэропорта Толмачево. Командир корабля докладывает начальнику Западно-Сибирского управления гражданской авиации о завершении рейса.

13 августа был выполнен первый технический рейс в Москву.

В течение августа предприятие пополнилось ещё двумя новенькими Ту-154А — 85071 и 85072.

29 августа 1974 рейсом 174 состоялся первый регулярный полет с Ту-154 с пассажирами по маршруту Новосибирск — Москва. Этот рейс был также первым регулярным рейсом Ту-154 и для московского аэропорта Домодедово. В первый рейс Ту-154А СССР-85070 повел экипаж в составе: командир Н. Бурляев, второй пилот В. Клоков, штурман В. Лосев, бортмеханик М. Кулик.

В течение декабря 1974 года в 204 отряд поступили ещё четыре новых Ту-154А: 85081, 85082, 85083 и 85087. Таким образом, к 31 декабря 1974 года флот Толмачевских Ту-154 состоял из семи машин.

21 декабря 1974 года рейсом 3303/3304 Ту-154А заменил на направлении Толмачево — Актюбинск — Минеральные Воды устаревший Ту-104Б. Правда, на зимний период 1974-1975 гг. в связи с низким пассажиропотоком, Ту-154 заменили на Ту-104. 1 июня 1975 года Ту-154 снова вернулся на рейс 3303/4 теперь уже прямой, без промежуточной посадки в Актюбинске. Летом 1977 года в связи с реконструкцией ВПП в Минеральных Водах, рейс 3303 временно выполнялся в аэропорт Нальчик на Ил-18. С 4 сентября 1977 года 3303 восстановлен в Минводы на Ту-154.

В 1974 году в аэропорту Барнаул произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы с целью возможности принимать в Барнауле реактивные самолеты типа Ту-104 и Ту-154. До этого самыми большими лайнерами в Барнауле были Ил-18 и Ан-12.

С целью проверки готовности ВПП и наземных служб к приему новой техники, 17 октября 1974 года, Ту-154А СССР-85070 выполнил технический рейс из Толмачево в Барнаул. По результатам рейса принято положительное решение о начале приема типа в барнаульском аэропорту. Регулярные пассажирские перевозки из Москвы в Барнаул начались 11 января 1975 года рейсом 217/8. Их стали выполнять летчики Внуковского авиапредприятия столицы СССР.

Ту-154А СССР-85110 в аэропорту Барнаул, конец семидесятых годов. Источник фото: соцсеть «Одноклассники», группа, посвященная авиации Алтая.
Ту-154А СССР-85110 в аэропорту Барнаул, конец семидесятых годов. Источник фото: соцсеть «Одноклассники», группа, посвященная авиации Алтая.

7 января 1975 года Ту-154 заменил Ту-104 на пассажирском рейсе 3337/8 Новосибирск — Ленинград.

К открытию летней навигации 1975 года, 2 апреля новосибирские летчики начали выполнять на Ту-154А новый рейс 3311/2 Толмачево — Актюбинск — Сочи(Адлер). До этого на данной трассе трудился тихоходный Ил-18. Пересев на Ту-154, сибиряки, направлявшиеся на черноморские курорты Кавказа, экономили более двух часов в пути.

15 мая 1975 года Ту-154 полетел в Симферополь. Рейс 3323/4 Толмачево — Симферополь с промежуточной посадкой в Челябинске в летнюю навигацию планировали выполнять ежедневно.

Ту-154А СССР-85080 перед зданием аэровокзала аэропорта Толмачево, 1975 год. Фото РИА-Новости.
Ту-154А СССР-85080 перед зданием аэровокзала аэропорта Толмачево, 1975 год. Фото РИА-Новости.

В течение весны и лета 1975 года флот 204 отряда пополнялся Ту-154А №№85094, 85110, 85112, а 14 декабря 1975 года толмачевцы получили на заводе в Куйбышеве первый Ту-154Б СССР-85124. В свой первый пассажирский рейс из Новосибирска в московский аэропорт Домодедово 85124 отравился 23 декабря 1975 года под управлением командира корабля Н. Коростылева.

В 1976 году допуск к приему самолета Ту-154 получил аэропорт Якутск. Эксплуатацию воздушной трассы Москва (Домодедово) — Новосибирск(Толмачево) — Якутск поручили авиаторам Западной Сибири. И 1 апреля 1976 года Ту-154А СССР-85070 под управлением экипажа в составе командира Э. Зименко, второго пилота В. Иванова, штурмана В. Забелина, бортинженера А. Глазкова, бортпроводниц Герасимовой, Семикоценко, Лей и др. отправился в первый пассажирский рейс из Москвы в Якутск. По расписанию рейс 91 вылетал в 23 часа 40 минут московского времени, в 7:25 местного на следующий день прибывал в Толмачево. После стоянки продолжительностью 1 час 25 минут вылетал в Якутск и после обеда прибывал в Якутск. Смена экипажа в направлениях «туда» и «обратно» была предусмотрена в базовом аэропорту Толмачево. На случай технических неисправностей в Толмачево предусматривалась и замена самолета. Но такое бывало нечасто.

Первый новосибирский Ту-154Б СССР-85124 на перроне аэропорта Якутск, лето 1976 года. Источник фото — aviaforum.ru
Первый новосибирский Ту-154Б СССР-85124 на перроне аэропорта Якутск, лето 1976 года. Источник фото — aviaforum.ru

Летом 1976 года Ту-154 ЗСУ ГА стали летать и из Омска. Рейс 3385/3386 Омск — Симферополь с посадкой в Адлере в направлении «туда» и в Адлере и Актюбинске в направлении «обратно» стал выполняться с 17 июня.

В 1976 году удлинили ВПП и в аэропорту города Томска. 23 ноября для приемки полосы и оценки аэродромных служб к приему нового лайнера, из Новосибирска в Томск на Ту-154А СССР-85110 вылетела комиссия Западно-Сибирского управления во главе с её председателем, заместителем начальника ЗСУ ГА Г.В. Кадочниковым. Выводами комиссии аэропорт был признан годным к приему Ту-154.

1 января 1977 года началась эксплуатация Ту-154 в Омском и Томском авиаотрядах. Своего флота у авиаотрядов не было, омские и томские экипажи брали в аренду толмачевские самолеты. Обмен происходил в московском аэропорту Домодедово, куда новосибирцы приводили свои лайнеры рейсом 174, а там их принимали коллеги из авиаотрядов Омска и Томска.

Ту-154А СССР-85112 на перроне аэропорта Омск. Источник фото — Авиареклама.
Ту-154А СССР-85112 на перроне аэропорта Омск. Источник фото — Авиареклама.

В базовом аэропорту в 1977 открылось два новых рейса на Ту-154: 3261/2 Новосибирск — Братск — Якутск в январе (рейсы выполнялись в зимний период на Ту-154, в летний период на Ил-18) и 3259/60 Новосибирск — Иркутск — Хабаровск в августе.

В последний день августа 1977 года 204 отряд получил свой первый Ту-154Б-1 СССР-85226. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 1977 года толмачевцы располагали флотом в 18 Ту-154, в том числе 13 Ту-154А, 3 Ту-154Б и 2 Ту-154Б-1 (второй Б-1 СССР-85235 пришел с завода 11 октября) , а их маршрутная сеть простерлась от Хабаровска до Ленинграда с Востока на Запад.

В конце октября 1977 аэропорт Кемерово допущен к приему самолетов Ту-154. А с 18 февраля 1978 года регулярные рейсы в Москву из столицы Кузбасса стали выполнять внуковские самолеты и экипажи.

С 1 января 1978 года открыт новый рейс на Ту-154 Новосибирск — Иркутск — Владивосток. Рейс 3257/8 выполнялся ежедневно и пользовался большой популярностью у транзитных пассажиров.

В летнюю навигацию 1978 года новосибирские Ту-154 выполняли четыре ежедневных рейса Москва — Якутск, по одному ежедневному рейсу из Новосибирска в Ленинград, Минеральные Воды, Москву, Симферополь, Сочи, Хабаровск, Владивосток, Якутск, а также из Симферополя в Омск. Летчики Омска и Томска на арендованных у 204 отряда Ту-154 выполняли по два ежедневных рейса между своими городами и Московским аэропортом Домодедово.

В конце 1978 года в Западно-Сибирском управлении ГА завершилась пассажирская эксплуатация самолета Ту-104, а все его рейсы переведены на обслуживание самолетами Ту-154. В том числе и самый длинный рейс в СССР — Владивосток — Одесса.

Ту-154Б-2 СССР-85471 204-го отряда на перроне аэропорта Владивосток, 1981 или 1982 год. Источник фото: aviaforum.ru, пользователь ARIA
Ту-154Б-2 СССР-85471 204-го отряда на перроне аэропорта Владивосток, 1981 или 1982 год. Источник фото: aviaforum.ru, пользователь ARIA

11 января 1979 года 204 отряд стал эксплуатировать Ту-154Б-2, в этот день в отряд поступил первый экземпляр типа СССР-85314.

И такое бывало. 24 мая 1979 года при посадке в аэропорту Якутск самопроизвольно сложилась правая стойка шасси новосибирского Ту-154А СССР-85081. Никто не пострадал, самолет впоследствии был восстановлен.
И такое бывало. 24 мая 1979 года при посадке в аэропорту Якутск самопроизвольно сложилась правая стойка шасси новосибирского Ту-154А СССР-85081. Никто не пострадал, самолет впоследствии был восстановлен.

К 1 января 1980 года флот Ту-154 Западно-Сибирского управления состоял уже из 28 самолетов, что позволило заменить устаревающий Ил-18 на курортных рейсах в Сочи и Симферополь из Барнаула, Кемерово и Томска, а также начать самостоятельную эксплуатацию типа в Омском авиапредприятии. В 1980 году в Омске было два Ту-154, с 1982 — три.

Омский Ту-154Б-2 СССР-85226 на перроне родного аэропорта, 5 июня 1983 года. Источник фото — aviaforum.ru
Омский Ту-154Б-2 СССР-85226 на перроне родного аэропорта, 5 июня 1983 года. Источник фото — aviaforum.ru

В 1982 году новосибирцы открывают свой второй по дальности рейс на Ту-154 из Якутска в Симферополь. Рейс с тремя промежуточными посадками — в базовом Толмачево, Оренбурге и Сочи продолжался 15 часов в один конец. Несмотря на то, что в 1983 году Якутское управление стало эксплуатировать свои собственные Ту-154, рейс Якутск-Симферополь закрепился за сибиряками еще на несколько лет.

Ту-154Б 85135 и Ту-154Б-1 85235 в базовом аэропорту Толмачево, начало восьмидесятых годов. Источник фото - rcforum.ru
Ту-154Б 85135 и Ту-154Б-1 85235 в базовом аэропорту Толмачево, начало восьмидесятых годов. Источник фото - rcforum.ru

В 1983 году якутский аэропорт стал принимать самолеты Ил-62, поэтому направление Москва-Якутск перешло на обслуживание Домодедовским ПО, в связи с чем в 204 отряде высвободилось приличное количество Ту-154, которые тут же использовали для обеспечения потребностей в авиаперевозках родного города и соседних областных центров.

26 октября 1983 года начал эксплуатацию Ту-154 четвертое авиапредприятие ЗСУ — Барнаульский ОАО. В течение нескольких лет Барнаульцы летали на арендованных у 204 отряда самолетах, а к началу девяностых годов обзавелись своим флотом Ту-154.

Ту-154Б-2 на перроне аэропорта Барнаул, примерно 1985 год
Ту-154Б-2 на перроне аэропорта Барнаул, примерно 1985 год

В 1985 году аэропорт Новокузнецка допущен к приему лайнеров Ту-154. Это позволило списать последние пассажирские Ил-18, которые в 1985 году работали только на новокузнецкий узел. В 1985 году началась эксплуатация Ту-154 в Новокузнецке на арендованных в Толмачево самолетах. Первые самостоятельные рейсы авиаторы Кузбасса стали выполнять в Москву, Минеральные Воды, Симферополь и Сочи. Первый собственный базовый Ту-154Б-2, СССР-85392, появился в Новокузнецке в 1991 году.

В первый день зимы 1990 года 204 отряд получил первый Ту-154М СССР-85687. Через две недели вслед за ним поступил второй Ту-154М, СССР-85688. В период с 4 апреля по 10 августа 1991 года Новосибирск получил ещё четыре Ту-154М: 85693, 85697, 85699 и 85705. Новую технику в первую очередь ставили на самые дальние маршруты, в том числе на организованный в 1991 году рейс Петропавловск-Камчатский — Якутск — Новосибирск — Краснодар.

Последнее поступление советского периода в Новосибирск — Ту-154М СССР-85709 в сентябре 1991 года.

Ту-154М СССР-85688 в базовом аэропорту Толмачево, 1991 год. Фото из группы в соцсети «Одноклассники», посвященной Толмачевскому авиапредприятию
Ту-154М СССР-85688 в базовом аэропорту Толмачево, 1991 год. Фото из группы в соцсети «Одноклассники», посвященной Толмачевскому авиапредприятию
Ту-154М СССР-85693 в базовом аэропорту Толмачево, 1992 год. Фото Стюарт Джессап, источник указан на фото
Ту-154М СССР-85693 в базовом аэропорту Толмачево, 1992 год. Фото Стюарт Джессап, источник указан на фото
Ту-154М СССР-85697, 1991 или 1992 год. Источник фото — aviaforum.ru
Ту-154М СССР-85697, 1991 или 1992 год. Источник фото — aviaforum.ru

К лету 1991 года Толмачевское авиапредприятие обладало самой разветвеленной сетью маршрутов на Ту-154 среди всех сибирских и дальневосточных управлений, рейсы простирались от Петропавловска-Камчатского до Львова с Востока на Запад, охватывая все девять часовых поясов, существовавших на тот момент времени в СССР.

Всего за период с 1974 по 1991 гг. через 204 авиаотряд прошли в общей сложности 51 Ту-154 модификаций «А», «Б», «Б-1», «Б-2» и «М».

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Толмачево с 1974 по 1991 гг:

85062, 85063, 85064, 85070, 85071, 85072, 85081, 85082, 85083, 85087, 85094, 85103, 85106, 85110, 85112, 85115, 85116, 85117, 85124, 85135, 85136, 85141, 85226, 85235, 82537, 85243, 85256, 85261, 85273, 85289, 85291, 85292, 85314, 85348, 85351, 85389, 85392, 85402, 85421, 85461, 85471, 85472, 85485, 85504, 85678, 85688, 85693, 85697, 85699, 85705, 85709.

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Новосибирска:

Направление/годы работы

Баку через Караганду 1991 -

Владивосток через Иркутск 1978 -

Владивосток через Улан-Удэ 1984 -

Донецк через Тюмень 1984 - 1986

Комсомольск на Амуре через Читу 1991 -

Краснодар через Омск 1984 - 1988

Краснодар через Кустанай 1984 - 1986

Краснодар 1989 -

Ленинград 1975 -

Львов через Тюмень, Днепропетровск 1985 -

Львов через Тюмень, Донецк 1986 - 1989

Львов через Ульяновск, Донецк 1990 -

Львов через Тюмень, Кривой Рог 1986

Львов через Тюмень, Ворошиловград 1988 - 1990

Львов через Омск, Ворошиловград 1991 -

Минеральные Воды через Актюбинск 1974 - 1975

Минеральные Воды 1975 - 1990

Москва (Домодедово) 1974 -

Петропавловск-Камчатский через Якутск 1991 -

Самарканд 1991 -

Симферополь через Челябинск 1975 -1978

Симферополь через Актюбинск 1978 - 1990

Симферополь через Оренбург 1984

Сочи через Актюбинск 1975 - 1977

Сочи через Оренбург 1978 - 1989

Ташкент 1986 -

Улан-Удэ 1982 -

Фрунзе 1984 - 1989

Хабаровск через Иркутск 1977 - 1981

Хабаровск через Улан-Удэ 1982 -

Хабаровск через Кемерово, Благовещенск (почтово-грузовой) 1985, 1991

Якутск через Братск 1977 - 1979

Якутск 1980 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Владивостока:

Направление/годы работы

Одесса через Братск, Новосибирск, Челябинск 1979 - 1982

Сочи через Благовещенск, Новосибирск, Челябинск 1985

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Барнаула:

Направление/годы работы

Симферополь через Минеральные Воды 1980 - 1981

Симферополь через Омск 1982 - 1984

Симферополь через Оренбург 1985 -

Сочи через Омск 1980 - 1983

Сочи через Оренбург 1984 -

Ташкент 1986 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Кемерово:

Направление/годы работы

Ленинград через Омск 1983 -

Симферополь через Минеральные Воды 1980 - 1981

Симферополь через Омск 1982 - 1984

Симферополь через Оренбург 1985 -

Сочи через Омск 1980 - 1983

Сочи через Оренбург 1984 -

Ташкент 1983 -

Хабаровск через Иркутск 1991 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Новокузнецка:

Направление/годы работы

Краснодар через Омск 1990 -

Москва (Домодедово) 1985 -

Минеральные Воды через Омск 1986 - 1988

Минеральные Воды 1989 -

Симферополь через Кустанай, Минеральные воды 1985

Симферополь через Омск 1986 -

Сочи через Кустанай, Минеральные Воды 1985

Сочи через Омск 1986 -

Южно-Сахалинск через Иркутск 1991 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Омска:

Направление/годы работы

Киев 1990 -

Краснодар 1984 -

Москва (Домодедово) 1977 -

Симферополь через Актюбинск, Сочи 1976

Симферополь через Сочи 1977 - 1981

Симферополь 1982 -

Сочи 1982 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Петропавловска-Камчатского:

Направление/годы работы

Краснодар через Якутск, Новосибирск 1991

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Томска:

Направление/годы работы

Москва (Домодедово) 1977 -

Симферополь через Минеральные Воды 1980 - 1981

Симферополь через Омск 1982 - 1984, 1991

Симферополь через Оренбург 1985 - 1990

Сочи через Омск 1980 - 1983

Сочи через Оренбург 1984 -

Ташкент 1983 -

Хронология открытия рейсов ЗСУ ГА на Ту-154 из Якутска:

Направление/годы работы

Москва (Домодедово) через Новосибирск 1976 — 1983

Симферополь через Новосибирск, Оренбург, Сочи 1982 - 1986