В 1943 году японские авиационные инженеры стали работать над созданием революционного скоростного перехватчика, способного массово бить американские «Суперкрепости». В августе 1945-го они начали подготовку к серийному выпуску, но тут закончилась война…
Японцы всегда умели делать технику, в отличие от всех своих соседей по континенту (за исключением России, конечно же), которые если и умели что-то, то только копировать с очень низким результатом. Ну, японцы тоже, в принципе, начинали технологическую эру своего государства с копирования западной техники, но к их части следует сказать, что от стадии копирования они довольно быстро перешли к стадии создания уникальных образцов.
И особенно эта способность японских конструкторов к созданию шедевров проявилась в авиации, во время Второй Мировой. Правда, самые совершенные свои шедевры в сфере боевой авиации они воплотили в металл только к самому концу войны, тем не менее, американцы, разбирая «летающее наследие японских самураев», были очень сильно поражены, обнаружив в ангарах японских заводов и аэродромов такие образцы, о которых тогда не думали даже их изобретатели.
Одним из таких шедевров был истребитель-перехватчик японского флота J7W «Синден», которым планировалось вооружить японские части ПВО. И при дальнейших испытаниях уже на американских полигонах этого самолета стало ясно, что если бы война протянулась бы еще хотя бы на полгода, хваленым «Суперкрепостям» Б-29 пришлось бы несладко.
Этот самолет был создан по схеме «утка» - заднее расположение двигателя и крыла, и переднее расположение горизонтального оперения. Вертикальное оперение размещалось на задних кромках крыла, самолет оснащался носовой стойкой шасси и шестилопастным винтом диаметром 3,4 м. Двигатель был очень мощный – более 2000 л.с., воздушного охлаждения, вооружение включало в себя целую батарею из 30-мм пушек.
Практически все решения, примененные на этом самолете, в японских ВВС ранее не применялись, поэтому можно представить себе, какой гигантский объем работ всего за 2 года пришлось осилить японским авиаконструкторам, создавая новую концепцию с нуля.
Сама идея такого истребителя появилась еще в 1943 году, когда командование японских ВВС начало понимать, что в его распоряжении не хватает перехватчиков, способных доставать в небе скоростные высотные американские бомбардировщики, которые должны были прийти на смену «Летающим крепостям». Это было логически понятно, кроме того, у японцев были сведения о том, что в США уже подготовлены супер-бомбардировщики, с которыми нынешняя японская авиация не справится.
Автором нового проекта был капитан Масаоки Цуруно - ведущий инженер-пилот технического отдела главного штаба ВМС Японии, он же довел свой проект до конца, испытав свой самолет в полете. В августе 1945-го после множества переделок, доделок и прочих приключений был построен первый прототип, который проходил летные испытания. Производством занималась японская фирма «Кюсю Хикоки», которая раньше занималась разработкой летательных аппаратов больших скоростей, к тому же, в отличие от других, более мощных фирм, производственные мощности «Кюсю» не были так сильно загружены.
Интересно, что заказ на серийное производство этого самолета был уже оформлен, и производство должно было начаться сразу на двух заводах – «Кюсю» и «Накадзима». В начале 1946-го предполагалось выпускать по 150 машин в месяц. А это говорило о том, что руководству флота, несмотря на то, что испытания еще не закончились, были представлены веские доказательства того, что истребитель-перехватчик обладает даже более высокими характеристиками, чем были заказаны.
А характеристики были очень высокими. Например, самолет мог за 15 минут забираться на высоту 12 кми атаковать «Суперкрепости» на скорости 750 км/ч с помощью очень мощного вооружения. Но конструкторы утверждали, что характеристики будут заметно выше, и адмиралы этому поверили тоже, выделив двум фирмам средства на оснащение их фабрик необходимым для серийного производства оборудованием.
Одновременно был изготовлен еще один экземпляр самолета - J7W2, в который внесли доработки, позволяющие впоследствии оснастить его турбореактивным двигателем. Правда, очень сильно мешали американские бомбардировки, но японцы очень хорошо защитили будущие производственные площади, разместив их в бетонных бункерах.
Первый прототип совершил несколько полетов, которые, несмотря на некоторые проблемы, показали, что «Сверкающая молния» (так переводится с японского «Синден») вполне готова к серийному производству. Однако 15 августа война закончилась, и этот многообещающий проект был прекращен.
Американцам достался первый прототип самолета, который они перевезли в США и испытали на базе Райт-Филд. Их впечатлили даже первоначальные характеристики самолета, но они им не заинтересовались, хотя самолет можно было оснастить реактивным двигателем, а американцы в этом время как раз работали над такими проектами. Но J7W1 был отправлен в Национальный музей авиации в Вашингтоне, где этот выдающийся самолет можно увидеть и сегодня.
Без всякого сомнения, J7W являлся одним из самых выдающихся боевых самолетов, которые были созданы японскими конструкторами. Они применили в своей работе целый ряд весьма оригинальных решений. Во-первых, они обеспечили достаточную устойчивость и управляемость своей «утки», а эти проблемы сопровождали самолеты такой схемы всегда.
Во-вторых, они решили проблему размещения мощного 2000-сильного двигателя воздушного охлаждения в хвостовой части фюзеляжа, что является непростым делом даже сегодня.
В-третьих, они применили новый 6-лопастный воздушный винт, который был рассчитан на большие – свыше 700-800 км/ч - скорости полета.
Также японцы установили шасси с носовым колесом и многое другое впервые в практике японского самолетостроения.
В заключение следует представить основные характеристики перехватчика J7W1:
Длина - 9,66 м;
Размах крыла - 11,11 м;
Высота - 3,92 м;
Площадь крыла - 20,5 м2;
Взлетная масса - 4928-5228 кг;
Двигатель На-43 (МК 9Д) мощностью 2130 л.с.;
Скороподъемность, м/мин - 748
Максимальная скорость - 752 км/ч;
Потолок - 12 000 м;
Дальность полета - 850 км.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?