В этот раз «Дакар» проходил без главного претендента на уже двадцатую победу, команды «КАМАЗ-мастер». Поскольку условиями ее участия был отказ от национальной расцветки и символов, а также целый ряд недопустимых требований, наши гонщики решили полностью отказаться от гонки. Так же поступила и белорусская команда «МАЗ Спорт Авто», тоже очень серьезный соперник.
В результате нынешний ралли-рейд ожидаемо сильно проиграл в зрелищности. Хотя в именитых претендентах на победу дефицита не было: в гонке приняли участие Алеш Лопрайс, Жерар де Рой, Мартин Мачик, семья Ван ден Бринков и многие другие.
Примечательно, что технически борьба за подиум разыгрывалась между всего лишь двумя грузовыми марками — Iveco и Tatra. Причем первых оказалось максимальное количество за все время — сразу 16 болидов, 11 из них — капотной компоновки на основе Iveco Powerstar. Все они были оснащены ивековскими двигателями Cursor 13. Естественно, научно-исследовательский центр FPT в швейцарском Арбоне их усилил, увеличив мощность до 1000 с лишним сил и максимальный крутящий момент до 5000 Нм. Также все эти машины используют гидроавтоматические коробки передач, большинство — Allison, меньшая часть — ZF. Похожи и другие основные агрегаты: усиленные мосты Sisu, раздаточные коробки ZF-Steyr, спортивные амортизаторы Rieger Racing, внедорожные шины Michelin. Разные команды лишь «играют» с настройками двигателей, подвесок и давлением в шинах.
Противостоявшие им «Татры», разумеется, оснащены родными дизелями PACCAR и такими же АКП. При этом капотных Tatra Jamal было всего два, остальные четыре грузовика базировались на классических бескапотниках серии 815‑2 и новейшем Phoenix. Похоже, знаменитая хребтовая рама на рыхлом грунте Саудовской Аравии не дает серьезных преимуществ, добавляя при этом две сотни килограммов к снаряженной массе.
Главным претендентом на «Золотого бедуина» в этом сезоне был Алеш Лопрайс на грузовике Praga V4S. Это все та же капотная машина на шасси Tatra, но с итальянским двигателем FPT Cursor 13. И чешский спортсмен ожидания оправдывал, будучи лидером грузового пелотона до девятого этапа. Увы, на нем произошел трагичный инцидент: машина Лопрайса сбила итальянского зрителя, позже умершего в госпитале. Несмотря на невиновность, Алеш сам снялся с гонки, и победителями стали экипажи Януса ван Кастерена, Мартина Мачека и Мартина Ван ден Бринка, все на капотных Iveco.
Увы, полностью избежать подобных инцидентов не удается, невзирая на усилия организаторов: с прошлого года стало обязательным ношение жилетов с подушками безопасности, появились устройства контроля Iritrack, радиобуй SARSAT, система безопасности Sentinel…
Не очень успешно обстоят дела и с энергопереходом. С этого года дополнительные очки получают участники, выступающие на машинах с передовыми приводами: гибридными, электрическими или на водородном топливе. А с 2030 года, по замыслу организаторов, в гонке будут принимать участие только такие машины. Однако в этом году их количество в грузовом зачете не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Так, экспериментальный болид на водородном топливе Gaussin Н2, который тестировался на «Дакаре-2022», на старте так и не появился. Другой участник, Киис Коолен, обещавший выставить электрический прототип и за это получивший первый стартовый номер 500, прибыл на обычном дизельном Iveco. И сошел на том же злополучном девятом этапе из-за отказа двигателя.
В нынешнем «Дакаре» по-прежнему участвовали лишь два электрических грузовика — уже известные Hino японца Шугавары и Renault C430 голландской команды Riwald. Увы, особыми успехами оба экипажа не блистали: Hino завершил гонку десятым, Renault — двенадцатым. Вероятно, сказывается большая снаряженная масса за счет тяжелых батарей по сравнению с классическими машинами. А организаторам остается лишь козырять проектом бивуака, работающего исключительно на возобновляемых источниках энергии. Пока достижения тоже невелики: пресс-центр, экран для брифингов и зоны для участников работали на электричестве от солнечных батарей только во время двухдневного отдыха. Но в будущем планируется перейти на такую технологию полностью.