Москва растет с каждым днем. А московское метро перевозит до 9 млн пассажиров в день!
В 1920-е годы, после того, как Москва стала столицей СССР, город сразу столкнулся почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн).
Транспорта на всех не хватало, нужно было придумать выход.
Так появилась первая линия московского метро в мае 1935 года. маршрут проходил от станции «Сокольники» до «Парка культуры», а также от «Охотного ряда» до «Смоленской». Всего — 13 станций.
Так выглядела первая схема метро в 1935 году. Необычно видеть на пассажирской схеме чисто технические детали: время перегона и дистанцию.
Проезд первого состава из двух вагонов от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники" состоялся 15 октября 1934 года.
Мы с вами сегодня посмотрим первую часть, до «Красных ворот».
Если будет интересно и захотите продолжения, пишите комментарии :)
Двери открываются : станция «Сокольники»
Часто эту станцию называют самой первой по хронологии постройки. Но это не совсем так, закладывали и достраивали линию одновременно. Просто именно на платформе «Сокольников » приветствовали первого пассажира.
Заметили необычную деталь? Полы! Они из асфальта, так экономнее и быстрее было строить.
Сейчас первая ветка метро кажется многим простоватой по сравнению с кольцевой.
Задачи построить «подземные дворцы», как в 50-е, пока не было. Строили фунционально и со вкусом.
Например, освещение. Никаких бронзовых люстр. Но зато игра света и тени, оригинальные формы светильников.
Даже в коридоре, по которому из города попадали в тоннель.
Также покрытие пола отличалось: плитка вместо гранита.
Наземный павильон отличался элегантным шрифтом вывески, которая на долгое время исчезла и была восстановлена в 2018 году.
Вот так он выглядел до реставрации:
Еще восстановили скульптуры около входа и плафон-витраж в виде звезды.
Едем дальше!
Станция «Красносельская»
Раньше эта местность именовалась Красным селом, здесь еще был огромный пруд. Павильон тоже недавно отреставрировали, сейчас он близок к первоначальному виду. Остекление по периметру павильона придавало ему легкости.
В какой-то момент окна исчезли, вот, например, снимок из 1980-х.
Лаконичные дизайны станций, тем не менее, сочетались с ценными породами отделки: для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы.
Посмотрите, как чередуются типы лампочек с круглыми плафонами и длинными трубчатыми светильниками.
Сейчас, видимо, не рационально менять столько лампочек над путями, поэтому плафоны закрыты.
Здесь тоже замерили асфальтовое покрытие на каменное.
Проходя мимо кассы вы сразу попадали в переход на платформы. Чего не хватает? Верно, турникетов!
Они появятся только к 1958-му году :)
И еще один тип светильников, очень современный дизайн!
Эту станцию мы изучили, время ехать на «Комсомольскую».
Вход через Казанский вокзал сохранился, а вот Северный вестибюль свою оригинальную форму потерял. Узнаете башню одного из трех вокзалов?
Вестибюль разобрали в конце 1940-х годов, чтобы построить вход для Кольцевой линии.
Главная утрата, это, конечно, росписи вестибюля. Так он выглядел в 1935-м.
Сами станции особых изменений не претерпели.
В оформлении сохранился розовый мрамор и пол, выложенный гранитом. А вот люстры заменили на шары.
Замечали, что капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи (КИМ)?
Это подчеркивает вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена.
Знаменитая майолика авторства Лансере сохранилась. На ней можно увидеть женщин-строителей, равноправие!
А теперь едем на последнюю станцию на сегодня, «Красные ворота»!
Название станции отсылает к реальным въездным воротам в город, которые датировались 18 веком.
В 1927 году их снесли, транспортный поток рос, и старые имперские ворота не вписывались в новую концепцию столицы. Но в оформлении станции архитекторы пытались запечатлеть внешний облик тех самых Красных ворот.
Сейчас станция имеет два выхода, один из которых ведет прямо в сталинскую высотку. А другой, напротив, олицетворяет своей формой спуск вниз.
Почва здесь состоит из мягкой глины и плывунов, поэтому грунт замораживали, когда прокладывали тоннель. А высотку заложили специально под наклоном!
Конда грунт растаял и просел, она сдвинулась на свое место.
Как вам наше путешествие в прошлое?
Хотите продолжения?