Найти тему
Города & Люди

Как выглядели первые станции московского метро в год их открытия и что с ними произошло

Москва растет с каждым днем. А московское метро перевозит до 9 млн пассажиров в день!

В 1920-е годы, после того, как Москва стала столицей СССР, город сразу столкнулся почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн).

Транспорта на всех не хватало, нужно было придумать выход.

Так появилась первая линия московского метро в мае 1935 года. маршрут проходил от станции «Сокольники» до «Парка культуры», а также от «Охотного ряда» до «Смоленской». Всего — 13 станций.

Так выглядела первая схема метро в 1935 году. Необычно видеть на пассажирской схеме чисто технические детали: время перегона и дистанцию.

-2

Проезд первого состава из двух вагонов от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники" состоялся 15 октября 1934 года.

Мы с вами сегодня посмотрим первую часть, до «Красных ворот».

Если будет интересно и захотите продолжения, пишите комментарии :)

Двери открываются : станция «Сокольники»

Часто эту станцию называют самой первой по хронологии постройки. Но это не совсем так, закладывали и достраивали линию одновременно. Просто именно на платформе «Сокольников » приветствовали первого пассажира.

Заметили портреты вождей? Их разместили в честь торжественного открытия ветки в 1935 году.
Заметили портреты вождей? Их разместили в честь торжественного открытия ветки в 1935 году.

Заметили необычную деталь? Полы! Они из асфальта, так экономнее и быстрее было строить.

Сейчас первая ветка метро кажется многим простоватой по сравнению с кольцевой.

Задачи построить «подземные дворцы», как в 50-е, пока не было. Строили фунционально и со вкусом.

Например, освещение. Никаких бронзовых люстр. Но зато игра света и тени, оригинальные формы светильников.

Даже в коридоре, по которому из города попадали в тоннель.

-4

Также покрытие пола отличалось: плитка вместо гранита.

Так станция выглядит сегодня, заметили, что изменилось?
Так станция выглядит сегодня, заметили, что изменилось?

Наземный павильон отличался элегантным шрифтом вывески, которая на долгое время исчезла и была восстановлена в 2018 году.

-6

Вот так он выглядел до реставрации:

-7

Еще восстановили скульптуры около входа и плафон-витраж в виде звезды.

Едем дальше!

Станция «Красносельская»

Раньше эта местность именовалась Красным селом, здесь еще был огромный пруд. Павильон тоже недавно отреставрировали, сейчас он близок к первоначальному виду. Остекление по периметру павильона придавало ему легкости.

-8

В какой-то момент окна исчезли, вот, например, снимок из 1980-х.

-9

Лаконичные дизайны станций, тем не менее, сочетались с ценными породами отделки: для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. 

-10

Посмотрите, как чередуются типы лампочек с круглыми плафонами и длинными трубчатыми светильниками.

Сейчас, видимо, не рационально менять столько лампочек над путями, поэтому плафоны закрыты.

-11

Здесь тоже замерили асфальтовое покрытие на каменное.

Интересные узоры плитки и круглые лампочки-гирлянды.
Интересные узоры плитки и круглые лампочки-гирлянды.

Проходя мимо кассы вы сразу попадали в переход на платформы. Чего не хватает? Верно, турникетов!

Они появятся только к 1958-му году :)

-13

И еще один тип светильников, очень современный дизайн!

Эту станцию мы изучили, время ехать на «Комсомольскую».

-14

Вход через Казанский вокзал сохранился, а вот Северный вестибюль свою оригинальную форму потерял. Узнаете башню одного из трех вокзалов?

-15

Вестибюль разобрали в конце 1940-х годов, чтобы построить вход для Кольцевой линии.

-16

Главная утрата, это, конечно, росписи вестибюля. Так он выглядел в 1935-м.

-17

Сами станции особых изменений не претерпели.

В оформлении сохранился розовый мрамор и пол, выложенный гранитом. А вот люстры заменили на шары.

-18

Замечали, что капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи (КИМ)?

Это подчеркивает вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена.

-19

Знаменитая майолика авторства Лансере сохранилась. На ней можно увидеть женщин-строителей, равноправие!

А теперь едем на последнюю станцию на сегодня, «Красные ворота»!

Название станции отсылает к реальным въездным воротам в город, которые датировались 18 веком.

-20

В 1927 году их снесли, транспортный поток рос, и старые имперские ворота не вписывались в новую концепцию столицы. Но в оформлении станции архитекторы пытались запечатлеть внешний облик тех самых Красных ворот.

-21

Сейчас станция имеет два выхода, один из которых ведет прямо в сталинскую высотку. А другой, напротив, олицетворяет своей формой спуск вниз.

-22

Почва здесь состоит из мягкой глины и плывунов, поэтому грунт замораживали, когда прокладывали тоннель. А высотку заложили специально под наклоном!

-23

Конда грунт растаял и просел, она сдвинулась на свое место.

Как вам наше путешествие в прошлое?

Хотите продолжения?