Найти в Дзене

ПАЗ-652 – далекий предок современных павловских автобусов

Всем привет!

Сегодня Павловский автобусный завод (ПАЗ) – один из ведущих производителей российских автобусов. Его продукция буквально «проглатывает» улицы наших городов, работая на таких маршрутах, где подобных автобусов в принципе быть не должно. Но в советское время на этом заводе создавались автобусы малой вместимости, работавшие по назначению – на селе, пригородных перевозках или в качестве служебного транспорта. Первым же самостоятельным автобусом этого завода стал ПАЗ-652.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

До нашего героя, появившегося в 1958 г., завод в Павлово-на-Оке уже имел опыт производства автобусов, но это были простейшие капотные машины на базе ГАЗ-51. Впоследствии их производство перенесли в г. Курган, где они стали обозначаться КАвЗ-651, но это было отдельной историей на нашем канале, и к ней можно вернуться здесь.

ПАЗ-652 по сути тоже создавался на базе «газона», но сам по себе автобус стал совсем другим. Новый прогрессивный тип кузова послужил началом новой эпохи в истории советского автозавода.

ПАЗ-652 сзади. Источник фото: drive2.ru
ПАЗ-652 сзади. Источник фото: drive2.ru

Изменение конструкции автобуса потянуло за собой увеличение вместимости салона: в нем было 23 сидячих места, еще 19 человек могло ехать стоя. Но сам по себе салон оставался простым и тесным, единственный намек на комфорт для пассажиров – мягкие двухместные сидения.

Зато автобус получил новый двигатель объемом 3,5 л и мощностью 90 л.с. По характеристикам с таким мотором машина могла разгоняться до 80 км/ч, но в реальности так случалось редко: ПАЗ-652 в первую очередь обслуживал районные маршруты, часто в местах, где асфальтовые дороги были редкостью.

Примечательно, что до запуска в серийное производство автобус был немного «приукрашен»:

Опытный ПАЗ-652. Источник фото: denisovets.ru
Опытный ПАЗ-652. Источник фото: denisovets.ru

Но, как всегда в нашей стране, в серию пошел упрощенный вариант. Единственное, что осталось в серийной машине – окна на потолке, которые с тех пор стали неким «атрибутом» советских автобусов павловского производства.

Тем не менее, ПАЗ-652 стал быстро распространяться по всей территории СССР. На его базе, помимо стандартных автобусов, изготавливался транспорт для киносъемочных групп и передвижные станции для забора крови. Кроме того, этой машине довелось самой сняться в кино:

Кадр из х/ф «Королева бензоколонки», реж. А. Мишурин, Н. Литус, 1962 г.
Кадр из х/ф «Королева бензоколонки», реж. А. Мишурин, Н. Литус, 1962 г.

ПАЗ-652 выпускался до 1968 г., после чего уступил место схожему с ним автобусу ПАЗ-672. Всего было выпущено 62121 таких автобусов, и многие из них еще долгое время работали на селе и в отдаленных городах нашей страны.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Все же со временем их вытеснили новые машины, и сегодня неизвестно об уцелевших экземплярах ПАЗ-652. Если где-то он и сохранился, то уже совсем загнувшийся от времени:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Так что единственное, что сегодня напоминает об этом автобусе, - его коллекционные модели:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

ПАЗ-652 – советский автобус, ставший важным шагов Павловского автобусного завода и тенденцией его развития на годы вперед. Следующая модель завода ПАЗ-672 конструктивно немногим отличается от своего предшественника.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!

Автобусы
2498 интересуются