Найти тему
АвтоДвиж

36 спецмашин на базе ЗИЛ-133 с "квадратной" кабиной

Друзья, неожиданно хорошо зашли темы, в которых я недавно рассматривал ассортимент спецтехники, выпускавшейся в СССР на базе трехосных "крокодилов" ЗИЛ-133Г1, ЗИЛ-133Г2 и ЗИЛ-133ГЯ (ссылки на них я оставлю в конце поста). А раз так, я решил сделать продолжение и о спецтехнике на базе трехосных ЗИЛов серии 133 с "квадратной" кабиной, которые производились уже в России, в 1990-е и в самом начале 2000-х годов. Но на сей раз я не ставлю задачу вспомнить вообще весь ассортимент подобной спецтехники, потому что иначе статья тогда получится гигантской по объему, а просто покажу те образцы таких "трехосок", которые попались когда-то в объектив мне самому или коллегам по увлечению. Начнем, пожалуй, с пары слов о базовых шасси.

ЗИЛ-133Г40 (фото Н.Маркова)
ЗИЛ-133Г40 (фото Н.Маркова)

"Квадратнокабинные" грузовики с колесной формулой 6х4 выпускались с двумя вариантами колесной базы (4610+1400 мм как у бортового ЗИЛ-133ГЯ или 3800+1400 мм как у седельного тягача ЗИЛ-133ВЯ), тремя типами кабин (обычная, спальная, двухрядная) и как минимум девятью вариантами двигателей, включая даже карбюраторный ЗИЛ-508.10. При этом длинные машины выходили из ворот АМО ЗИЛ как бортовые грузовики, шасси под комплектацию либо седельные тягачи, а короткие - как шасси, седельные тягачи или самосвалы с надстройками Нефтекамского завода автосамосвалов. В сумме они образовывали несколько десятков сертифицированных модификаций. Но вот с обозначениями этих машин по одобрениям типа транспортного средства творился полный бардак!!! И это повод для отдельной занудной статьи в будущем. Просто для примера: длинный бортовой грузовик с дизелем ЗИЛ-6454 увеличенного объема по ОТТС в разные годы проходил как ЗИЛ-133000, ЗИЛ-133Г40, ЗИЛ-13314А и ЗИЛ-630900, притом что модель 133Г40 по другим сертификатам имеет дизель ЗИЛ-645, грузовик ЗИЛ-13314А - дизель Caterpillar 3116, а ЗИЛ-630900 - дизель ЯМЗ-236А. В общем, разбираться в этом "болоте" ой как увлекательно! И все-таки давайте уже переходить к спецтехнике. Начнем с самосвалов:

ЗИЛ-451400 (фото Н.Маркова)
ЗИЛ-451400 (фото Н.Маркова)

Наибольшее распространение получили 10-тонные строительные самосвалы ЗИЛ-4514, которые представляли собой комбинацию короткого шасси ЗИЛ-133Д42 с самосвальной надстройкой Нефтекамского завода автосамосвалов, созданной первоначально для КамАЗ-5511. В 1993 году после пожара на камазовском заводе двигателей НЗАС столкнулся с острым дефицитом камазовских шасси и, чтобы не останавливать производство, договорился о поставке своих кузовов новому партнеру. Самосвалы ЗИЛ-451400 прошли испытания в 1993 году и серийно выпускались в Москве в период 1994-1997 гг. Дублирующий выпуск аналогичных самосвалов с кузовами, представляющими собой копию нефтекамских, освоили также в Орске на ОАО "ОЗТП-Сармат". Самосвалы этого завода производились в период 1994-1995 годов под обозначением ЗИЛ-Сармат-4518.

ЗИЛ-Сармат-4518 (заводское фото)
ЗИЛ-Сармат-4518 (заводское фото)

С 1997 года, когда ЗИЛ завершил сотрудничество с Нефтекамском, строительные самосвалы грузоподъемностью 10 тонн на шасси ЗИЛ-133Д42 с платформами собственной конструкции стал производить Мытищинский машиностроительный завод. Эти машины назывались ЗИЛ-ММЗ-4520 и поступали в продажу до 2001 года.

ЗИЛ-ММЗ-4520 1999 года выпуска (фото Н.Маркова)
ЗИЛ-ММЗ-4520 1999 года выпуска (фото Н.Маркова)

Ранее, еще с 1993 года, на Мытищинском машзаводе на том же самом шасси ЗИЛ-133Д42 наладили производство сельскохозяйственных самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4516. Грузоподъемность их составляла те же 10 тонн, но платформа разгружалась на боковые стороны.

ЗИЛ-ММЗ-4516 1995 года выпуска (фото О.Чалкова)
ЗИЛ-ММЗ-4516 1995 года выпуска (фото О.Чалкова)

Серийное производство самосвалов 4516 велось в 1993-1995 годах, затем они выпускались отдельными партиями до 2001-го. А далее покажу еще один строительный самосвал, подробностей о котором пока не знаю:

Опытный строительный самосвал на шасси из семейства ЗИЛ-133 (фото Ю.Петрова)
Опытный строительный самосвал на шасси из семейства ЗИЛ-133 (фото Ю.Петрова)

Эта машина проходила эксплуатационные испытания в АТП Специального назначения в Дмитровском районе Московской области во второй половине 1990-х годов (в той же организации, например, обкатывался опытный самосвал KATASI с кабиной и двигателем КамАЗа на шасси Татры). Могу лишь предположить вот что. Как раз в 1996 году завод ЗИЛ получил одобрение типа на некий строительный самосвал модели ЗИЛ-452200. Так вот может быть, это и есть тот самый автомобиль.

На выставке MIMS-2000 в экспозиции АМО ЗИЛ представили еще один вариант строительного самосвала под индексом ЗИЛ-452270:

ЗИЛ-452270, 2000 год (фото В.Новоселова)
ЗИЛ-452270, 2000 год (фото В.Новоселова)

Его самосвальную установку зиловцы разработали самостоятельно. На машине был смонтирован опытный турбодизель ЗИЛ-6453.10. Спустя 9 лет я встретил эту машину еще раз на автополигоне НАМИ: уже перекрашенную, с новой облицовкой радиатора от грузовиков ЗИЛ с минским дизелем Д-260 (вероятно, его сюда как раз и установили):

-8

Я бы и не догадался, что это одна и та же машина, если бы не сохранившаяся с выставки 2000 года наклейка на ветровом стекле! Хотя нет ничего удивительного, что машина осталась работать именно на автополигоне, ведь в отсутствие ОТТС ее все равно нельзя было никуда продать. Наконец, надо сказать еще и об опытном полноприводном самосвале с такой же грузовой платформой и оригинальным передним ведущим мостом. Его продемонстрировали на Автосалоне-2001 под индексом ЗИЛ-452900:

ЗИЛ-452900, Автосалон-2001 (фото М.Шелепенкова)
ЗИЛ-452900, Автосалон-2001 (фото М.Шелепенкова)

Серийное производство самосвалов с платформами собственной конструкции на ЗИЛе так и не наладили. Но идем дальше. Помимо самосвальных установок, короткобазные шасси 6х4 нашли применение в качестве носителей сменных кузовов ("мультилифты" в просторечии). Такие надстройки на зиловские шасси, например, монтировал Механический завод "Спецтранс" из Санкт-Петербурга (VIN-код его машин начинался с символов XS6).

Мультилифт ЗИЛ-МСК 1998 года выпуска, сделанный на Механическом заводе "Спецтранс" (фото С.Андреева). Экземпляр на фото оснащен дизелем ЗИЛ-6454
Мультилифт ЗИЛ-МСК 1998 года выпуска, сделанный на Механическом заводе "Спецтранс" (фото С.Андреева). Экземпляр на фото оснащен дизелем ЗИЛ-6454

Другое питерское предприятие с очень похожим названием - ЭРМЗ "Спецтранс" (WMI-код Х89-АТ5) - в числе прочего выпускало на коротких шасси ЗИЛ-133Д42 мусоровозы с верхней загрузкой. Предполагаю, что машина со следующего фото - как раз "их рук дело":

КО-429 1994 года выпуска (фото Н.Маркова)
КО-429 1994 года выпуска (фото Н.Маркова)

Я встретил эту машину в 2006 году на территории завода "Гидропривод", где в то время выпускали пикапы "Трофим" на базе "Волги". По ПТС это был мусоровоз модели КО-429, выпущенный в 1994 году. Какие-либо другие мусоровозы на шасси ЗИЛ-133Д42 мне больше не встречались никогда. Зато неоднократно попадались бетоносмесители:

СБ-92В4 1997 года выпуска на шасси ЗИЛ-133Д42 (фото С.Андреева)
СБ-92В4 1997 года выпуска на шасси ЗИЛ-133Д42 (фото С.Андреева)

Такую модель, как на приведенном фото - СБ-92В4 - выпускал Туймазинский завод автобетоновозов, и география распространения этих машин была довольно обширной. А еще шасси ЗИЛ-133Д42 активно использовали различные заводы-производители коммунальной техники. Ниже - целая подборка фотографий таких машин:

Комбинированная дорожная машина ЭД-410 завода им.Калинина в летнем варианте, с поливомоечным оборудованием и центральной щеткой (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-410 завода им.Калинина в летнем варианте, с поливомоечным оборудованием и центральной щеткой (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-410 завода им.Калинина в зимнем варианте, с пескоразбрасывательным оборудованием, центральной щеткой и плугом для уборки снега (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-410 завода им.Калинина в зимнем варианте, с пескоразбрасывательным оборудованием, центральной щеткой и плугом для уборки снега (заводское фото)
Коммунальная машина для разбрасывания песчано-соляной смеси и распыления противогололедных реагентов мод. 5823. Надстройку для нее выпускала литовская фирма Medmeta, а монтаж осуществлялся силами ОАО "Мосдормаш" (фото А.Новикова). Данный экземпляр шасси ЗИЛ-133Д42 выпущен в 1997 году с дизелем ЗИЛ-6454
Коммунальная машина для разбрасывания песчано-соляной смеси и распыления противогололедных реагентов мод. 5823. Надстройку для нее выпускала литовская фирма Medmeta, а монтаж осуществлялся силами ОАО "Мосдормаш" (фото А.Новикова). Данный экземпляр шасси ЗИЛ-133Д42 выпущен в 1997 году с дизелем ЗИЛ-6454
А вот такие "посыпалки" делал Тосненский механический завод путем дооборудования ЗИЛ-ММЗ-4520. Бункер для песчано-соляной смеси можно было демонтировать и использовать машину в качестве обычного самосвала (заводское фото)
А вот такие "посыпалки" делал Тосненский механический завод путем дооборудования ЗИЛ-ММЗ-4520. Бункер для песчано-соляной смеси можно было демонтировать и использовать машину в качестве обычного самосвала (заводское фото)
Каналопромывочная машина на шасси ЗИЛ-133Д42. Похоже на продукцию Арзамаскоммаша (фото А.Новикова)
Каналопромывочная машина на шасси ЗИЛ-133Д42. Похоже на продукцию Арзамаскоммаша (фото А.Новикова)
ЗИЛ-133Д42 с установкой Akzo Nobel TP4 для ямочного ремонта дорог (фото из архива Д.Дементьева)
ЗИЛ-133Д42 с установкой Akzo Nobel TP4 для ямочного ремонта дорог (фото из архива Д.Дементьева)
Еще одна машина для ямочного ремонта дорог, которую выпускали на шасси ЗИЛ-133Д42 в подмосковном НПО "Росдормаш". Как она называется, не знаю, а более ранняя их машина аналогичного назначения на длинном шасси ЗИЛ-133ГЯ носила индекс ЭД-207 (фото А.Новикова)
Еще одна машина для ямочного ремонта дорог, которую выпускали на шасси ЗИЛ-133Д42 в подмосковном НПО "Росдормаш". Как она называется, не знаю, а более ранняя их машина аналогичного назначения на длинном шасси ЗИЛ-133ГЯ носила индекс ЭД-207 (фото А.Новикова)
Пожарная автоцистерна АЦ 5,0-40 на короткобазном шасси ЗИЛ-640904 с двухрядной кабиной и 210-сильным турбодизелем ЗИЛ-6453.10 (фото В.Новоселова)
Пожарная автоцистерна АЦ 5,0-40 на короткобазном шасси ЗИЛ-640904 с двухрядной кабиной и 210-сильным турбодизелем ЗИЛ-6453.10 (фото В.Новоселова)
Бронеавтомобиль ДИСА-6938 для перевозки материальных ценностей на шасси ЗИЛ-133Д42 (скан фотки из заводского буклета)
Бронеавтомобиль ДИСА-6938 для перевозки материальных ценностей на шасси ЗИЛ-133Д42 (скан фотки из заводского буклета)

Теперь переходим к спецтехнике на длиннобазном шасси модели ЗИЛ-133Г42. В первую очередь его начали использовать те заводы, которые прежде выпускали какие-то надстройки для более старых "крокодилов" ЗИЛ-133ГЯ. И следующий блок фото посвящен именно им:

Автогидроподъемник АГП-28, сделанный в 1994 году на Ленинградском ремонтно-механическом заводе (завод в то время еще не успели переименовать; через пару лет он поменяет свое название на ОАО "Автогидроподъемник")
Автогидроподъемник АГП-28, сделанный в 1994 году на Ленинградском ремонтно-механическом заводе (завод в то время еще не успели переименовать; через пару лет он поменяет свое название на ОАО "Автогидроподъемник")
Комбинированная дорожная машина ЭД-403 смоленского Завода им.Калинина с летним набором оборудования (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-403 смоленского Завода им.Калинина с летним набором оборудования (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-403 смоленского Завода им.Калинина с зимним набором оборудования (заводское фото)
Комбинированная дорожная машина ЭД-403 смоленского Завода им.Калинина с зимним набором оборудования (заводское фото)

А последующие фотографии - уже с машинами, надстройки которых были разработаны в 1990-е годы уже с привязкой конкретно к "квадратнокабинным" ЗИЛам:

Коммунальная дорожная машина МДК-133Г4 производства Смоленского автоагрегатного завода, спроектированная по образу и подобию ЭД-403 (фото В.Королева)
Коммунальная дорожная машина МДК-133Г4 производства Смоленского автоагрегатного завода, спроектированная по образу и подобию ЭД-403 (фото В.Королева)
Еще одно изделие того же Смоленского автоагрегатного завода - топливозаправщик АТЗ-12 модели 56340А (фото М.Шелепенкова)
Еще одно изделие того же Смоленского автоагрегатного завода - топливозаправщик АТЗ-12 модели 56340А (фото М.Шелепенкова)
И опять изделие смоленского СААЗа, на сей раз - битумовоз на шасси ЗИЛ-133Г42 (фото В.Королева). Точного названия не знаю
И опять изделие смоленского СААЗа, на сей раз - битумовоз на шасси ЗИЛ-133Г42 (фото В.Королева). Точного названия не знаю
В отношении этой машины 1994 года тоже предположу смоленское происхождение: называется она АТЗ-10 и по конструкции надстройки очень походит на показанную выше АТЗ-12 - только объем цистерны на 2 кубометра меньше (фото Н.Маркова)
В отношении этой машины 1994 года тоже предположу смоленское происхождение: называется она АТЗ-10 и по конструкции надстройки очень походит на показанную выше АТЗ-12 - только объем цистерны на 2 кубометра меньше (фото Н.Маркова)
Машина для ямочного ремонта дорог УРД-2Н (модель 58170А), произведенная силами ГУП НПО "Мосгормаш" в 2000 году (фото Н.Маркова)
Машина для ямочного ремонта дорог УРД-2Н (модель 58170А), произведенная силами ГУП НПО "Мосгормаш" в 2000 году (фото Н.Маркова)
Машина для монтажа и ремонта дорожных отбойников производства ЗАО "Евразия-Трансстрой" на шасси с двухрядной кабиной. Интересно, что номерной знак на машину для поездки на выставку повесили чужой - от ЗИЛа с колесной формулой 4х2 (фото М.Шелепенкова)
Машина для монтажа и ремонта дорожных отбойников производства ЗАО "Евразия-Трансстрой" на шасси с двухрядной кабиной. Интересно, что номерной знак на машину для поездки на выставку повесили чужой - от ЗИЛа с колесной формулой 4х2 (фото М.Шелепенкова)
Вот такие фургоны для перевозки Кока-колы в середине 1990-х построило ОАО "Комбинат автофургонов" из города Шумерля. Помню, когда первый раз увидел его на дороге - буквально выпал в осадок от удивления!
Вот такие фургоны для перевозки Кока-колы в середине 1990-х построило ОАО "Комбинат автофургонов" из города Шумерля. Помню, когда первый раз увидел его на дороге - буквально выпал в осадок от удивления!
Еще один очень эффектный фургон - по документам оформлен просто как ЗИЛ-133 1995 года выпуска. На машине установлены спальная кабина с высокой крышей, доработанная компанией "Автодизайн", и дизель Caterpillar 3116 (фото М.Шелепенкова)
Еще один очень эффектный фургон - по документам оформлен просто как ЗИЛ-133 1995 года выпуска. На машине установлены спальная кабина с высокой крышей, доработанная компанией "Автодизайн", и дизель Caterpillar 3116 (фото М.Шелепенкова)
Ну и еще один фургон на шасси ЗИЛ-133Г42 - на сей раз не знаю, чьего производства (фото М.Шелепенкова). Кстати, попробуйте угадать с одного раза, на автомобиль какой марки и какой модели сегодня перевешен его госномер "с911сс26" :)
Ну и еще один фургон на шасси ЗИЛ-133Г42 - на сей раз не знаю, чьего производства (фото М.Шелепенкова). Кстати, попробуйте угадать с одного раза, на автомобиль какой марки и какой модели сегодня перевешен его госномер "с911сс26" :)

По машинам заводского происхождения у меня за сим всё, но в качестве бонуса оставлю ниже еще одну маленькую фотогалерею с машинами семейства ЗИЛ-133, которые в процессе эксплуатации подверглись переоборудованию силами владельцев:

Другие части статьи по спецверсиям грузовиков ЗИЛ с колесной формулой 6х4 читайте по ссылкам:
- Часть 1 (на базе ЗИЛ-133Г1 и ЗИЛ-133Г2)
- Часть 2 (на базе ЗИЛ-133Г1 с кузовами вагонной компоновки)
- Часть 3 (на базе ЗИЛ-133ГЯ)