Друзья, неожиданно хорошо зашли темы, в которых я недавно рассматривал ассортимент спецтехники, выпускавшейся в СССР на базе трехосных "крокодилов" ЗИЛ-133Г1, ЗИЛ-133Г2 и ЗИЛ-133ГЯ (ссылки на них я оставлю в конце поста). А раз так, я решил сделать продолжение и о спецтехнике на базе трехосных ЗИЛов серии 133 с "квадратной" кабиной, которые производились уже в России, в 1990-е и в самом начале 2000-х годов. Но на сей раз я не ставлю задачу вспомнить вообще весь ассортимент подобной спецтехники, потому что иначе статья тогда получится гигантской по объему, а просто покажу те образцы таких "трехосок", которые попались когда-то в объектив мне самому или коллегам по увлечению. Начнем, пожалуй, с пары слов о базовых шасси.
"Квадратнокабинные" грузовики с колесной формулой 6х4 выпускались с двумя вариантами колесной базы (4610+1400 мм как у бортового ЗИЛ-133ГЯ или 3800+1400 мм как у седельного тягача ЗИЛ-133ВЯ), тремя типами кабин (обычная, спальная, двухрядная) и как минимум девятью вариантами двигателей, включая даже карбюраторный ЗИЛ-508.10. При этом длинные машины выходили из ворот АМО ЗИЛ как бортовые грузовики, шасси под комплектацию либо седельные тягачи, а короткие - как шасси, седельные тягачи или самосвалы с надстройками Нефтекамского завода автосамосвалов. В сумме они образовывали несколько десятков сертифицированных модификаций. Но вот с обозначениями этих машин по одобрениям типа транспортного средства творился полный бардак!!! И это повод для отдельной занудной статьи в будущем. Просто для примера: длинный бортовой грузовик с дизелем ЗИЛ-6454 увеличенного объема по ОТТС в разные годы проходил как ЗИЛ-133000, ЗИЛ-133Г40, ЗИЛ-13314А и ЗИЛ-630900, притом что модель 133Г40 по другим сертификатам имеет дизель ЗИЛ-645, грузовик ЗИЛ-13314А - дизель Caterpillar 3116, а ЗИЛ-630900 - дизель ЯМЗ-236А. В общем, разбираться в этом "болоте" ой как увлекательно! И все-таки давайте уже переходить к спецтехнике. Начнем с самосвалов:
Наибольшее распространение получили 10-тонные строительные самосвалы ЗИЛ-4514, которые представляли собой комбинацию короткого шасси ЗИЛ-133Д42 с самосвальной надстройкой Нефтекамского завода автосамосвалов, созданной первоначально для КамАЗ-5511. В 1993 году после пожара на камазовском заводе двигателей НЗАС столкнулся с острым дефицитом камазовских шасси и, чтобы не останавливать производство, договорился о поставке своих кузовов новому партнеру. Самосвалы ЗИЛ-451400 прошли испытания в 1993 году и серийно выпускались в Москве в период 1994-1997 гг. Дублирующий выпуск аналогичных самосвалов с кузовами, представляющими собой копию нефтекамских, освоили также в Орске на ОАО "ОЗТП-Сармат". Самосвалы этого завода производились в период 1994-1995 годов под обозначением ЗИЛ-Сармат-4518.
С 1997 года, когда ЗИЛ завершил сотрудничество с Нефтекамском, строительные самосвалы грузоподъемностью 10 тонн на шасси ЗИЛ-133Д42 с платформами собственной конструкции стал производить Мытищинский машиностроительный завод. Эти машины назывались ЗИЛ-ММЗ-4520 и поступали в продажу до 2001 года.
Ранее, еще с 1993 года, на Мытищинском машзаводе на том же самом шасси ЗИЛ-133Д42 наладили производство сельскохозяйственных самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4516. Грузоподъемность их составляла те же 10 тонн, но платформа разгружалась на боковые стороны.
Серийное производство самосвалов 4516 велось в 1993-1995 годах, затем они выпускались отдельными партиями до 2001-го. А далее покажу еще один строительный самосвал, подробностей о котором пока не знаю:
Эта машина проходила эксплуатационные испытания в АТП Специального назначения в Дмитровском районе Московской области во второй половине 1990-х годов (в той же организации, например, обкатывался опытный самосвал KATASI с кабиной и двигателем КамАЗа на шасси Татры). Могу лишь предположить вот что. Как раз в 1996 году завод ЗИЛ получил одобрение типа на некий строительный самосвал модели ЗИЛ-452200. Так вот может быть, это и есть тот самый автомобиль.
На выставке MIMS-2000 в экспозиции АМО ЗИЛ представили еще один вариант строительного самосвала под индексом ЗИЛ-452270:
Его самосвальную установку зиловцы разработали самостоятельно. На машине был смонтирован опытный турбодизель ЗИЛ-6453.10. Спустя 9 лет я встретил эту машину еще раз на автополигоне НАМИ: уже перекрашенную, с новой облицовкой радиатора от грузовиков ЗИЛ с минским дизелем Д-260 (вероятно, его сюда как раз и установили):
Я бы и не догадался, что это одна и та же машина, если бы не сохранившаяся с выставки 2000 года наклейка на ветровом стекле! Хотя нет ничего удивительного, что машина осталась работать именно на автополигоне, ведь в отсутствие ОТТС ее все равно нельзя было никуда продать. Наконец, надо сказать еще и об опытном полноприводном самосвале с такой же грузовой платформой и оригинальным передним ведущим мостом. Его продемонстрировали на Автосалоне-2001 под индексом ЗИЛ-452900:
Серийное производство самосвалов с платформами собственной конструкции на ЗИЛе так и не наладили. Но идем дальше. Помимо самосвальных установок, короткобазные шасси 6х4 нашли применение в качестве носителей сменных кузовов ("мультилифты" в просторечии). Такие надстройки на зиловские шасси, например, монтировал Механический завод "Спецтранс" из Санкт-Петербурга (VIN-код его машин начинался с символов XS6).
Другое питерское предприятие с очень похожим названием - ЭРМЗ "Спецтранс" (WMI-код Х89-АТ5) - в числе прочего выпускало на коротких шасси ЗИЛ-133Д42 мусоровозы с верхней загрузкой. Предполагаю, что машина со следующего фото - как раз "их рук дело":
Я встретил эту машину в 2006 году на территории завода "Гидропривод", где в то время выпускали пикапы "Трофим" на базе "Волги". По ПТС это был мусоровоз модели КО-429, выпущенный в 1994 году. Какие-либо другие мусоровозы на шасси ЗИЛ-133Д42 мне больше не встречались никогда. Зато неоднократно попадались бетоносмесители:
Такую модель, как на приведенном фото - СБ-92В4 - выпускал Туймазинский завод автобетоновозов, и география распространения этих машин была довольно обширной. А еще шасси ЗИЛ-133Д42 активно использовали различные заводы-производители коммунальной техники. Ниже - целая подборка фотографий таких машин:
Теперь переходим к спецтехнике на длиннобазном шасси модели ЗИЛ-133Г42. В первую очередь его начали использовать те заводы, которые прежде выпускали какие-то надстройки для более старых "крокодилов" ЗИЛ-133ГЯ. И следующий блок фото посвящен именно им:
А последующие фотографии - уже с машинами, надстройки которых были разработаны в 1990-е годы уже с привязкой конкретно к "квадратнокабинным" ЗИЛам:
По машинам заводского происхождения у меня за сим всё, но в качестве бонуса оставлю ниже еще одну маленькую фотогалерею с машинами семейства ЗИЛ-133, которые в процессе эксплуатации подверглись переоборудованию силами владельцев:
Другие части статьи по спецверсиям грузовиков ЗИЛ с колесной формулой 6х4 читайте по ссылкам:
- Часть 1 (на базе ЗИЛ-133Г1 и ЗИЛ-133Г2)
- Часть 2 (на базе ЗИЛ-133Г1 с кузовами вагонной компоновки)
- Часть 3 (на базе ЗИЛ-133ГЯ)