Я уже писала о визите в музей Жостовской росписи, который меня удивил и заставил поменять мнение о знаменитых подносах. Все мы привыкли, что на подносах из Жостово изображены цветы, в крайнем случае фрукты или птицы.
Но оказалось, что в советские времена даже поднос был средством агитации. С подобным я уже сталкивалась в музее вологодского кружева. Тогда любые предметы: кружево, фарфор, стекло или роспись) должны были прославлять советский режим и они это делали, кто как мог.
Жостовским мастерам тоже не удалось отказаться от этого и они расписывали подносы к разным советским датам и во славу социализма, его достижений и его вождя. Смотрится это порой нелепо, хотя есть действительно красивые образцы. Художники умудряются даже агитацию сделать красивой.
Так на подносах расцветают букеты в честь выставки народного хозяйства, появляются лубочные портреты, например, Мичурина, создаются открыточные подносы к знаменательным датам. Художники рисуют важные советские места: Кремль, Горки, советскую символику и, конечно, Ленина. Кстати, не обошлось и без Пушкина – ведь он провозглашен «нашим всем».
Но еще есть серии на «русскую» тему: разные вариации тройки лошадей, стилизованных картин из народной жизни, есть даже поднос, напоминающий живопись советского авангарда. Видно, что художники ищут свое место в новой реальности, осмысляют новую эстетику.
Но все же в 70-х годах художники в основном возвращаются к истокам и главным сюжетом вновь становятся букеты. Хотя их изображение тоже претерпевает изменения. Но об этом расскажу в следующий раз.
Советский поднос меня позабавил и удивил, все-таки я думала, что народные ремесла не затронула агитация, оказывается – нет. А у вас какие чувства вызывают эти подносы?
Про музей в Жостово я уже писала здесь.