Часть 2. Продолжение.
Главное отличие Ту-204 от Ту-334 заключается в том, что этот самолёт существует. Он летает, серийно производится и эксплуатируется авиакомпаниями.
Многие ошибочно называют Ту-204 "старшим братом" Ту-334, но такое мнение не имеет под собой оснований. Ничего общего между этими разнотипными самолётами нет, кроме инженерно-конструкторской идеи - максимально унифицировать все детали и узлы этих очень разных самолётов. И даже сделать кабину пилотов одинаковой. КБ Туполева к этому пришло ещё в 1990-е, когда идея технической унификации была, что называется, в новом мировом тренде, а не обыденностью, как сейчас. Однако, сравнивать реально существующий самолёт в 2021 году, который на протяжении десятилетий дорабатывался и менял эксплуатационные характеристики - с самолётом, который остался существовать лишь в виде испытательных экземпляров из начала 2000-х - это не совсем корректно. Да и смысл какой в этом? Похожий аналог для сравнения - Boeing 757 и Boeing 717. Они слишком разные меж собой.
Что надо сравнить, так это Ту-204 и российский МС-21. Для начала обозначим, что мы имеем в виду под наименованием типа Ту-204. Это ведь не один тип, а почти что целый класс грузовых и пассажирских самолётов. Официально (на сайте КБ Туполева) про него сказано так:
"Ту-204 – семейство современных средне- дальнемагистральных узкофюзеляжных двухдвигательных самолетов с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта. Ту-204 является базовым самолетом семейства, в состав которого входят самолеты с улучшенным комплексом технических и эксплуатационных характеристик. Это пассажирские самолеты Ту-204-100 и Ту-204-100В; грузовые Ту-204С и Ту-204СЕ; дальнемагистральные Ту-204-300 и Ту-204 300А; самолеты с двигателями Rolls Royce Ту- 204-120, Ту-204-120С, Ту-204-100СЕ и другие.
В 2008 году Ту-204-120СЕ (грузовая модификация Ту-204-120 с модернизированным оборудованием и англоязычной кабиной экипажа) одним из первых самолетов российского производства прошел сертификацию по европейским стандартам и получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA)."
К этому надо добавить, что пассажирский самолёт с проектным обозначением Ту-204-200, являющийся во многом улучшенной версией базового Ту-204, пошёл в серийное производство в Казани уже под обозначением Ту-214. Впервые Ту-214 поднялся в небо ещё в 1996 году.
Ту-204 и Ту-214 оснащаются не только двигателями Rolls Royce, но и российскими (даже гораздо чаще) ПС-90А.
Поэтому сравнивать лётно-технические характеристики МС-21 мы будем не с аналогичными данными базового Ту-204, а возьмём для рассмотрения Ту-214. К этому надо добавить немного инсайдерской информации: на всех существующих Ту-204 во время регламентных работ или при замене по истечению ресурса сейчас устанавливаются узлы и детали Ту-214. При условии полной совместимости и наличию допуска, разумеется. Поэтому, несмотря на всю внешнюю схожесть, тех Ту-204, которые создавались в конце 20-го века и которые могут до сих пор находиться в эксплуатации, их уже нет в том изначальном виде. Самолёты уже сильно модифицированы и улучшены. Так что само разделение современных Ту-204 и Ту-214 - оно весьма условно. Это в принципе один и тот же самолёт, только Ту-214 делают в Казани, а Ту-204 - в Ульяновске.
Современный Ту-204/214 с российскими двигателями ПС-90 отвечает всем современным международным требованиям по уровню шума и выбросов CO2. Ту-214 допускает контейнерную погрузку багажа как у Airbus или Boeing, а не "валом" как в Суперджете и Ту-204.
Ниже можете посмотреть видео 2021 года с Ту-204, которые работают на авиакомпанию "Авиастар-Ту". Там же и американский аналог Boeing 757
В около авиационном сообществе к этому самолёту есть ключевая претензия/вопрос:
Если Ту-204/214 такой хороший самолёт, то почему авиакомпании не заказывают его, а предпочитают Боинги и Эйрбасы?
Почему от Ту-204 отказалась российская авиакомпания Red Wings?
Сворачивание массового производства Ту-204 началось в 2013 году, когда производственные планы были сокращены с десятков самолётов до единиц. И это произошло как раз после отказа Red Wings от "туполя". Разные эксперты озвучили целый комплекс причин отказа авиакомпании от эксплуатации Ту-204/214:
1. Самолёт создавался в соответствии с нуждами быстро растущей авиаотрасли СССР, а его производство началось уже на российском рынке, который сокращался и умирал в 1990-е. Новые самолёты были не нужны, имеющиеся и то приходилось списывать и пилить на цветмет, не дожидаясь выработки ресурса, чтобы не содержать в убыток.
2. В период восстановления авиаперевозок в "новой" России этот самолёт уже проигрывал западным конкурентам по ряду характеристик, как то: избыточная пассажировместимость, масса и расход топлива по сравнению с самыми точно попавшими в рынок самолётами Boeing 737 и Airbus A320. Так, например, Ту-214 способен перевезти 210 пассажиров, при том что базовые B737 и A320 берут на борт почти в 2 раза человек меньше. Рынку и тогда, и сейчас требуются именно такие самолёты, которые перевозят 1 сотню пассажиров, плюс-минус где-то 30%. В рыночных условиях, на среднемагистральных маршрутах борт ёмкостью более чем 200 человек, почти гарантированно будет летать полупустым и билеты будут дороже. Разумеется, при условии, что у другой авиакомпании есть Boeing 737 с более дешевыми билетами, с тем же маршрутом и временем вылета.
Ту-204/214 скорей следовало бы сравнивать с Boeing 757 и Airbus A321, но на примере этих самолётов как раз очевидна неконкурентоспособность на свободном рынке "туполя". Американцы свернули производство B757 в 2004 году. Это был очень успешный самолёт для 1980-90гг. в условиях свободной рыночной экономики, но для 21 века - уже нет. Европейский A321 - лишь модификация повышенной пассажировместимости и с удлинённым фюзеляжем базового самолёта Airbus A320. Сравнивая Ту-204 с А321, отметим, что самолет КБ Туполева потребляет почти на 1 тонну керосина за 1 час полета больше, чем Airbus A321 и весит примерно на 15 тонн больше.
3. Скромные объемы производства и сервисные возможности создавали проблемы при обслуживании самолётов Ту-204/214. Позже, на примере "Суперджета", авиакомпании прошли через похожую ситуацию: если что-то сломалось, приходится ждать запчасти долго, а самолёт простаивает и приносит убытки вместо прибыли. На массовое серийное производство в 1990-е этот самолёт (Ту) не вышел, а в 2000-е годы он не мог уже конкурировать ни с Боингами, ни с Эйрбасами. Российские авиакомпании, они ведь тоже считали свои затраты, и не могли лишь из чувства патриотизма работать себе в убыток, но зато на российских самолётах. Поэтому массового производства не случилось.
Теперь сравниваем лётно-технические характеристики (ЛТХ) Ту-214 и МС-21 (данные по Ту-214 берём у КБ Туполева, по МС-21 - у ОАК, при этом имеем в виду модификацию МС-21-300 как более близкую по ЛТХ к Ту-214, чем МС-21-200)
Видео МС-21 с демонстрационного полёта на МАКС-2021
Максимальная взлётная масса:
Ту-214 - 110,75 тонны
МС-21 - 79,25 тонны
Максимальная коммерческая нагрузка:
Ту-214 - 25,2 тонны
МС-21 - 22,6 тонны
Минимальная длина полосы для разбега:
Ту-214 - 2030 м
МС-21 - производитель забыл указать
Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке:
Ту-214 - 6500 км
МС-21 - тут странно. Производитель заявляет, что при полной загрузке пассажирского салона - до 6 тыс. км, но конкретных цифр в тоннах не приводит.
Максимальная пассажировместимость:
Ту-214 - 210 чел.
МС-21 - 211 чел.
В сухом остатке видим, что МС-21-300 может перевезти, как минимум на те же 6000 км то же число пассажиров, но самолёт легче и, без сомнения, экономичнее.
МС-21-200 легче ещё на несколько тонн, чем "трёхсотка" и может перевезти до 165 пассажиров (дальность до 6400 км). В классе Ту-204/214 для МС-21-200 нет аналога.
Таким образом, приходим к объективному выводу, что МС-21-200 и МС-21-300 будут предпочтительнее для авиакомпаний с экономической точки зрения, чем самолёты Ту-204/214.
Возможно, мы могли бы сказать в Части 1 то же самое про Ту-334 и "Сухой Суперджет", но это если бы у Ту-334 была бы хоть какая-то история эксплуатации и развития.
И несмотря ни на что, автору всё таки Ту-204 нравится визуально. Он мощный и красивый - как большинство самолётов КБ Туполева, сделанных в 20-м веке. МС-21 - дитя века 21-го, надутый пузатик, созданный для зарабатывания денег авиакомпаниями.
А вам какой самолёт больше нравится?