Термин Dálník («дальник») неизвестен большинству людей, и совершенно незаслуженно. Dálník – это удивительная группа мотоциклов с кабиной, которые были сконструированы и построены в течение последних 75 лет, в основном в Восточной Европе. Эдакий «разумный» гибрид мотоцикла и автомобиля, совмещающий достоинства обоих (по крайней мере, теоретически).
«Золотой век» дальников пришелся на 1950-60-е годы, а бывшая Чехословакия была его центром. Конструктивно дальняки были таковы: пассажир и водитель сидели друг за дружкой, двигатель был от мотоцикла, устанавливался позади пассажира, а вокруг устанавливались обтекатели. Некоторые имели откидные подножки, использовавшиеся когда аппарат находился в состоянии покоя. Другие использовали опорные колеса, чтобы предотвратить падение при остановке. Мало кто, но были и такие, кто экспериментировал с гироскопическими стабилизаторами.
Человеком, которого можно было считать отцом дальников, был Ян Андерле, блестящий инженер чешского авиационного завода Aero. Он построил свой первый «мотоцикл с кабиной» в конце 1930-х годов, а позже создал еще много подобных. Его идея построить свой собственный недорогой двухколесный автомобиль оказалась очень популярной среди восточноевропейских мастеров. Ими было создано гораздо больше экспериментальных моделей, чем можно подумать сначала.
Например, вот такой Dálník сконструирован Яном Андерле в 1942 году. Таких аппаратов было изготовлено даже несколько штук! Весило это чудо 120 кг, комплектовалось двигателем с одним цилиндром, объем которого составлял неполные 250 куб.см, выдававший 9 л.с. мощности. Стоит сказать, что если разобраться «с технического угла», все же «дальник» это больше мотоцикл, несмотря на все окружающие детали и непривычный вид.
Андерле и его жена сбежали на Запад после раздела Восточной Европы, правда позже жена уговорила его вернуться. К сожалению, после их возвращения он был арестован за измену Родине и вынужден работать на государственных урановых рудниках в течение 15 лет. Андерле провел большую часть своей жизни в бедности и умер в безвестности в 1982 году.
Видео с YouTube канала stefspec
Использованы фото из открытых источников сети Интернет
Несмотря на бурный всплеск и интерес к «дальникам», этот вид транспорта так и не получил дальнейшего разумного развития. Существенно проигрывая автомобилям по комфорту, дальники так же сильно проигрывали мотоциклам по проходимости, удобству ремонта и практичности.
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!