Найти в Дзене
Невероятные Механизмы

Dálník - чудо-юдо авто-мото

Термин Dálník («дальник») неизвестен большинству людей, и совершенно незаслуженно. Dálník – это удивительная группа мотоциклов с кабиной, которые были сконструированы и построены в течение последних 75 лет, в основном в Восточной Европе. Эдакий «разумный» гибрид мотоцикла и автомобиля, совмещающий достоинства обоих (по крайней мере, теоретически).

Это не мини-авто. Это Дальник!
Это не мини-авто. Это Дальник!

«Золотой век» дальников пришелся на 1950-60-е годы, а бывшая Чехословакия была его центром. Конструктивно дальняки были таковы: пассажир и водитель сидели друг за дружкой, двигатель был от мотоцикла, устанавливался позади пассажира, а вокруг устанавливались обтекатели. Некоторые имели откидные подножки, использовавшиеся когда аппарат находился в состоянии покоя. Другие использовали опорные колеса, чтобы предотвратить падение при остановке. Мало кто, но были и такие, кто экспериментировал с гироскопическими стабилизаторами.

Человеком, которого можно было считать отцом дальников, был Ян Андерле, блестящий инженер чешского авиационного завода Aero. Он построил свой первый «мотоцикл с кабиной» в конце 1930-х годов, а позже создал еще много подобных. Его идея построить свой собственный недорогой двухколесный автомобиль оказалась очень популярной среди восточноевропейских мастеров. Ими было создано гораздо больше экспериментальных моделей, чем можно подумать сначала.

Например, вот такой Dálník сконструирован Яном Андерле в 1942 году. Таких аппаратов было изготовлено даже несколько штук! Весило это чудо 120 кг, комплектовалось двигателем с одним цилиндром, объем которого составлял неполные 250 куб.см, выдававший 9 л.с. мощности. Стоит сказать, что если разобраться «с технического угла», все же «дальник» это больше мотоцикл, несмотря на все окружающие детали и непривычный вид.

Еще один из необычных дальников: «Летучая мышь».  Эта удивительная штука 1959 года выпуска, задуман и сделан таким образом, что больше похож на реактивный автомобиль, чем на мотоцикл с кузовом. Он имел 4-цилиндровый двигатель объемом 1200 куб. см. Разработчик потратил на его проектирование и конструирование около 5000 часов рабочего времени, в надежде когда-нибудь запустить его производство «Летучек».
Еще один из необычных дальников: «Летучая мышь». Эта удивительная штука 1959 года выпуска, задуман и сделан таким образом, что больше похож на реактивный автомобиль, чем на мотоцикл с кузовом. Он имел 4-цилиндровый двигатель объемом 1200 куб. см. Разработчик потратил на его проектирование и конструирование около 5000 часов рабочего времени, в надежде когда-нибудь запустить его производство «Летучек».

Андерле и его жена сбежали на Запад после раздела Восточной Европы, правда позже жена уговорила его вернуться. К сожалению, после их возвращения он был арестован за измену Родине и вынужден работать на государственных урановых рудниках в течение 15 лет. Андерле провел большую часть своей жизни в бедности и умер в безвестности в 1982 году.

Видео с YouTube канала stefspec

Использованы фото из открытых источников сети Интернет

Несмотря на бурный всплеск и интерес к «дальникам», этот вид транспорта так и не получил дальнейшего разумного развития. Существенно проигрывая автомобилям по комфорту, дальники так же сильно проигрывали мотоциклам по проходимости, удобству ремонта и практичности.

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!