Найти тему
Легенды авиации

Легенды авиации. Ижма

Оглавление

Добрый день! Этой статьей я начну небольшую рубрику, в которой буду рассказывать о событиях, связанных с авиацией, благополучно окончившихся или не совсем. Сегодня я расскажу про посадку. Посадка сама по себе сложный элемент полета, ещё хуже, если что-то портит классический заход на посадку, начиная сильным ветром, туманом и заканчивая техническими неполадками. Собственно, это и привело к такому событию, как

Аварийная посадка Ту-154 в Ижме

Классифицируется как серьёзный авиационный инцидент. Произошли действия 7 сентября 2010 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял внутренний пассажирский рейс ЯМ514 по маршруту Удачный—Москва.

Собственно вот этот самый борт за год с лишним до происшествия.
Собственно вот этот самый борт за год с лишним до происшествия.

Самолет и экипаж

Самолет Ту-154М RA-85684 был выпущен заводом «Авиакор» 12 сентября 1990 года. 30 октября был передан авиакомпании «Аэрофлот». В 1993 году был передан авиакомпании «Читаавиа», от неё 21 сентября 1998 года был взят в лизинг авиакомпанией «Саяны». 28 мая 1999 года был куплен «Алросой». Оснащён тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II. На день инцидента совершил свыше 7700 циклов «взлёт-посадка» и налетал свыше 26 500 часов.

Экипаж на день инцидента состоял из 9 человек, из них 5 бортпроводников.

  • Командиром воздушного судна (КВС) являлся 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов. Опытный пилот, проработал в авиакомпании «Алроса» 9 лет (с 2001 года), ранее работал во «Внуковских авиалиниях». Налетал свыше 8500 часов.
  • Второй пилот — 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Очень опытный пилот, налетал свыше 10 500 часов. В некоторых источниках он упоминается как «командир экипажа». Это связано с тем, что он работал в авиакомпании «Алроса» в должности КВС, но в рейсе ЯМ514 исполнял обязанности второго пилота.
  • Штурман — Сергей Владимирович Талалаев.
  • Бортинженер — Рафик Ахметнурович Каримов.

Хронология событий

В 3:27 MSK самолет вылетает из аэропорта "Полярный" города Удачный. В 6:57 MSK в самолете, находящемся на высоте 10560 м (эшелон FL340) пропало электропитание, перестало работать навигационное оборудование, радиосвязи, а также электрические топливные насосы, из-за чего в лайнере осталось всего лишь 3300 кг топлива (для сравнения полная заправка составляет более 25 тонн), которого хватило бы на 30 минут полета. Было принято решение снизиться до 3000 метров и запустить ВСУ (вспомогательную силовую установку), которая запустила бы четвертый (резервный) генератор. После снижения до 3000 метров связь с лайнером прекратилась, и все движения борта рейса ЯМ514 отслеживались только по аварийному бую "КОСПАС-САРСАТ".

Около 7:47 MSK структуры МЧС Ижмы предупреждены, что у них может сесть аварийный самолет. Аэропорт там был, в свое время он принимал Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2 и тому подобных, но не более; после 2003 его вообще переоборудовали под вертолетную площадку. Рамеры ВПП (взлетно-посадочной полосы) в Ижме были 1325 на 42 метра, а длина пробега у "Тушки" все 2200 метров, а размах крыльев около 40 метров, то есть в край.

Как рассказывали пилоты, полоса обнаружилась случайно. Они летели над рекой Ижма, где искали место либо для приводнения, либо для приземления в районе реки. Посадка шла без приборов, на визуальном контроле. Пассажиров перевели в переднюю часть салона для лучшего распределения веса. Имела место та самая история со стаканом воды (из-за отключенных приборов положение самолета определяли по стакану). Прервав два захода на посадку, с третьего раза, на скорости около 380 км/ч вместо 270 (из-за неработающих закрылков), было принято решение садиться. За время двух кругов пилоты оценили состояние полосы, и в 7:55 по местному времени, со включенным уже в воздухе реверсом, Ту-154М рейса ЯМ514 совершил мягкую посадку, в результате выкатившись всего на 164 метра (суммарно примерно 1500 метров пробега) дальше края полосы и врезавшись в кустарники/мелкий лес. Все 72 пассажира (среди них - беременная женщина) и 9 членов экипажа успешно покинули самолет через аварийны трапы (смотрим галерею).

И вертолеты не так уж и часто летают в Ижму, полоса могла порасти травой, растрескаться, но этого не произошло. Есть такой человек - Сергей Сотников. И это именно он после закрытия в 2003 аэродрома Ижма 7 лет убирал, чистил, обновлял, гонял автомобилистов-грибников, которые парковались в конце полосы и шли по делам (а ведь будь в конце полосы на момент посадки хоть один автомобиль, хоть один человек...).

Вот он, этот герой.
Вот он, этот герой.

Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 метров, видимость 22 километра, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85%, ветер западно-северо-западный, 2 м/с. Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую ВПП в этих метеоусловиях была расценена авиационными экспертами как чудо.

Комиссия Росавиации, расследовавшая причины инцидента, огласила его окончательную причину — ею стал так называемый тепловой разгон аккумулятора, что привело к короткому замыканию и отключению всей бортовой электросети.

  • 8 октября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.
  • В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Церемония награждения
Церемония награждения

Репортаж НТВ я выбрал ещё и из-за того, что там есть кадры любительской съемки (которую почему-то очень трудно найти отдельно от всего в YouTube).

Самолёт был сильно повреждён, и первоначально было объявлено о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Но «Алроса» решила по-своему, самолет отбуксировали на ВПП, где начали готовить к полету. Как минимум, замены требовали 2 двигателя. Для взлёта и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.

Тот самый борт покидает Ижму. Взлетев, он развернётся, сделает прощальный круг над аэродромом и возьмет курс на Ухту.
Тот самый борт покидает Ижму. Взлетев, он развернётся, сделает прощальный круг над аэродромом и возьмет курс на Ухту.

24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом авиатоплива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего самолёт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».

Сборка Ту-154 (не нашего героя, естественно) на заводе "Авиакор"
Сборка Ту-154 (не нашего героя, естественно) на заводе "Авиакор"

Ремонт закончился 16 июня 2011 года. Отремонтированный лайнер снова был передан авиакомпании «Алроса», в которой он продолжал эксплуатироваться на регулярных рейсах до сентября 2018 года; при этом, кроме бортового номера, он получил имя Ижма. В 2018 году на нём выполнялся, в частности, рейс авиакомпании «Алроса» Москва (Домодедово) — Байконур (Крайний). На август 2018 года был одним из последних двух Ту-154М (второй также эксплуатировался в «Алроса»), выполнявших коммерческие рейсы в России, но 30 сентября того же года сертификат его лётной годности истёк, и его продление авиакомпания посчитала слишком хлопотным и затратным, а потому неоправданным. В связи с этим было принято решение передать самолёт в музей авиации в новосибирском аэропорту Толмачёво.

29 сентября 2018 года в аэропорту Толмачёво прошла торжественная церемония встречи самолёта Ту-154М борт RA-85684 Ижма. В последнем полете лайнера командиром экипажа был Андрей Ламанов (на рейсе 7 сентября 2010 года он был вторым пилотом), на земле самолёт встречал Евгений Новосёлов (на том рейсе он был командиром экипажа).

-12

События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме «Ёлки 2», действие которого в том числе разворачивается в терпящем бедствие самолёте (роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак). По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром, не зная, работает ли он сейчас и следит ли кто-нибудь за его взлётной полосой. Для ориентирования в пространстве также используется стакан с водой.

Спасибо, что прочитали статью! Статью про сам Ту-154 вы можете прочесть здесь. До встречи!