Добрый день! Этой статьей я начну небольшую рубрику, в которой буду рассказывать о событиях, связанных с авиацией, благополучно окончившихся или не совсем. Сегодня я расскажу про посадку. Посадка сама по себе сложный элемент полета, ещё хуже, если что-то портит классический заход на посадку, начиная сильным ветром, туманом и заканчивая техническими неполадками. Собственно, это и привело к такому событию, как
Аварийная посадка Ту-154 в Ижме
Классифицируется как серьёзный авиационный инцидент. Произошли действия 7 сентября 2010 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял внутренний пассажирский рейс ЯМ514 по маршруту Удачный—Москва.
Самолет и экипаж
Самолет Ту-154М RA-85684 был выпущен заводом «Авиакор» 12 сентября 1990 года. 30 октября был передан авиакомпании «Аэрофлот». В 1993 году был передан авиакомпании «Читаавиа», от неё 21 сентября 1998 года был взят в лизинг авиакомпанией «Саяны». 28 мая 1999 года был куплен «Алросой». Оснащён тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II. На день инцидента совершил свыше 7700 циклов «взлёт-посадка» и налетал свыше 26 500 часов.
Экипаж на день инцидента состоял из 9 человек, из них 5 бортпроводников.
- Командиром воздушного судна (КВС) являлся 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов. Опытный пилот, проработал в авиакомпании «Алроса» 9 лет (с 2001 года), ранее работал во «Внуковских авиалиниях». Налетал свыше 8500 часов.
- Второй пилот — 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Очень опытный пилот, налетал свыше 10 500 часов. В некоторых источниках он упоминается как «командир экипажа». Это связано с тем, что он работал в авиакомпании «Алроса» в должности КВС, но в рейсе ЯМ514 исполнял обязанности второго пилота.
- Штурман — Сергей Владимирович Талалаев.
- Бортинженер — Рафик Ахметнурович Каримов.
Хронология событий
В 3:27 MSK самолет вылетает из аэропорта "Полярный" города Удачный. В 6:57 MSK в самолете, находящемся на высоте 10560 м (эшелон FL340) пропало электропитание, перестало работать навигационное оборудование, радиосвязи, а также электрические топливные насосы, из-за чего в лайнере осталось всего лишь 3300 кг топлива (для сравнения полная заправка составляет более 25 тонн), которого хватило бы на 30 минут полета. Было принято решение снизиться до 3000 метров и запустить ВСУ (вспомогательную силовую установку), которая запустила бы четвертый (резервный) генератор. После снижения до 3000 метров связь с лайнером прекратилась, и все движения борта рейса ЯМ514 отслеживались только по аварийному бую "КОСПАС-САРСАТ".
Около 7:47 MSK структуры МЧС Ижмы предупреждены, что у них может сесть аварийный самолет. Аэропорт там был, в свое время он принимал Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2 и тому подобных, но не более; после 2003 его вообще переоборудовали под вертолетную площадку. Рамеры ВПП (взлетно-посадочной полосы) в Ижме были 1325 на 42 метра, а длина пробега у "Тушки" все 2200 метров, а размах крыльев около 40 метров, то есть в край.
Как рассказывали пилоты, полоса обнаружилась случайно. Они летели над рекой Ижма, где искали место либо для приводнения, либо для приземления в районе реки. Посадка шла без приборов, на визуальном контроле. Пассажиров перевели в переднюю часть салона для лучшего распределения веса. Имела место та самая история со стаканом воды (из-за отключенных приборов положение самолета определяли по стакану). Прервав два захода на посадку, с третьего раза, на скорости около 380 км/ч вместо 270 (из-за неработающих закрылков), было принято решение садиться. За время двух кругов пилоты оценили состояние полосы, и в 7:55 по местному времени, со включенным уже в воздухе реверсом, Ту-154М рейса ЯМ514 совершил мягкую посадку, в результате выкатившись всего на 164 метра (суммарно примерно 1500 метров пробега) дальше края полосы и врезавшись в кустарники/мелкий лес. Все 72 пассажира (среди них - беременная женщина) и 9 членов экипажа успешно покинули самолет через аварийны трапы (смотрим галерею).
И вертолеты не так уж и часто летают в Ижму, полоса могла порасти травой, растрескаться, но этого не произошло. Есть такой человек - Сергей Сотников. И это именно он после закрытия в 2003 аэродрома Ижма 7 лет убирал, чистил, обновлял, гонял автомобилистов-грибников, которые парковались в конце полосы и шли по делам (а ведь будь в конце полосы на момент посадки хоть один автомобиль, хоть один человек...).
Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 метров, видимость 22 километра, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85%, ветер западно-северо-западный, 2 м/с. Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую ВПП в этих метеоусловиях была расценена авиационными экспертами как чудо.
Комиссия Росавиации, расследовавшая причины инцидента, огласила его окончательную причину — ею стал так называемый тепловой разгон аккумулятора, что привело к короткому замыканию и отключению всей бортовой электросети.
- 8 октября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.
- В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Репортаж НТВ я выбрал ещё и из-за того, что там есть кадры любительской съемки (которую почему-то очень трудно найти отдельно от всего в YouTube).
Самолёт был сильно повреждён, и первоначально было объявлено о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Но «Алроса» решила по-своему, самолет отбуксировали на ВПП, где начали готовить к полету. Как минимум, замены требовали 2 двигателя. Для взлёта и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.
24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом авиатоплива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего самолёт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».
Ремонт закончился 16 июня 2011 года. Отремонтированный лайнер снова был передан авиакомпании «Алроса», в которой он продолжал эксплуатироваться на регулярных рейсах до сентября 2018 года; при этом, кроме бортового номера, он получил имя Ижма. В 2018 году на нём выполнялся, в частности, рейс авиакомпании «Алроса» Москва (Домодедово) — Байконур (Крайний). На август 2018 года был одним из последних двух Ту-154М (второй также эксплуатировался в «Алроса»), выполнявших коммерческие рейсы в России, но 30 сентября того же года сертификат его лётной годности истёк, и его продление авиакомпания посчитала слишком хлопотным и затратным, а потому неоправданным. В связи с этим было принято решение передать самолёт в музей авиации в новосибирском аэропорту Толмачёво.
29 сентября 2018 года в аэропорту Толмачёво прошла торжественная церемония встречи самолёта Ту-154М борт RA-85684 Ижма. В последнем полете лайнера командиром экипажа был Андрей Ламанов (на рейсе 7 сентября 2010 года он был вторым пилотом), на земле самолёт встречал Евгений Новосёлов (на том рейсе он был командиром экипажа).
События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме «Ёлки 2», действие которого в том числе разворачивается в терпящем бедствие самолёте (роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак). По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром, не зная, работает ли он сейчас и следит ли кто-нибудь за его взлётной полосой. Для ориентирования в пространстве также используется стакан с водой.