Мы колесили по глухим деревням Архангельской области, смотрели на осеннюю тайгу, на остывающие озера и постепенно засыпающую природу. И неожиданно за покосившимся сараем рядом с одним из заколоченных и заросших домов увидел до боли знакомый силуэт первого советского грузовика - вездехода, того самого полноприводного "газона" с колесной формулой 4x4 известного как ГАЗ-63.
Разработка отечественного полноприводного грузовика началась еще до войны в 1938 году. Первые опытные образцы "легенды" были перед самым начало Великой Отечественной Войны в 1939-1940 годах.
Это не была полностью с "нуля" разработка отечественных конструкторов. При проектировании "газона" наши инженеры учли опыт эксплуатации американских машин и сделали еще лучше.
Первые опытные образцы ГАЗ-63 оснащались американскими моторами Dodge Six D5, которые стали основой будущего двигателя ГАЗ-11. Лицензия на этот мотор была закуплена у США.
Кабины на опытных образцах ГАЗ-63 были также от знаменитых американских армейских грузовиков «Studebaker US-6». Да и ШРУСы на первых образцах были от американской компании Rzeppa. В остальном же конструкция отличалась от западных аналогов. Это и односкатные задние колеса и размещение раздаточной коробки ровно посредине с карданами равно длины и еще ряд решений.
Благодаря этим ноу-хау наш "газон" получился настоящим вездеходом с фантастическими параметрами проходимости.
Производство машин началось в 1948 году и продолжалось до 1968 года.
Меня до сих удивляют некоторые "фишки", которые реализовали конструкторы:
Предпусковой обогреватель от паяльной лампы (В котёл заливали воду и через люк в правом подкрылке вставляли паяльную лампа. Нагревался картер ДВС, а паром прогревали блок цилиндров)
Компрессор для подкачки колес на основе одного из цилиндров двигателя (вкручивался вместо свечи специальный клапан и работающий поршень качал воздух в шины)
Не было нормального подогрева кабины - электровентилятор обдувал окно, а воздух в ноги поступал только при движении автомобиля.
Грузовик более двадцати лет был основным советским армейским полноприводным грузовиком. А в последние годы выпуска его производили одновременно с "шишигой" ГАЗ-66, которая пришла на смену "старичку" в 1964 году.
Интересный факт, что на приемке машины специалисты госкомиссии охарактеризовали внедорожные возможности автомобиля как "рекордные". Работу инженеров оценили по достоинству и конструктор Пётр Музюкин вместе с пятью специалистами получил Госпремию СССР,
Но годы идут и постепенно ГАЗ-63 исчезали сначала с дорог общего пользования, а потом и с бездорожья и получается, что сейчас самому "молодому" автомобилю уже никак не меньше 53 лет.
Но нам попалась машина в очень достойном состоянии. В классическом исполнении на той самой резине "елочка", хотя и без номером. Да и зачем в какой-то глухой деревне номера, когда до ближайших гаишников сотни километров.
Внимательно осмотрел машину и обратил внимание, что техника не гниет, а используется по прямому назначению. На мостах есть подтеки масла, следы свежей работы механизмов, в салоне достаточно аккуратно и лежит чья-то рабочая куртка, сзади намотан трос и на шинах следы таежной глины.
Очень здорово, что такая техника работает по назначению несмотря на свой возраст. И вдвойне здорово, что удалось увидеть машину не в музее, а в реальной обстановке.
Но вообще, места здесь удивительные, столько интересных артефактов из СССР я не встречал в одном месте. Глиссирующие теплоходы, узкоколейка с пассажирским движением и теперь вот "газон"-легенда.
В заключение надо отметить, что и прями потомками ГАЗ-63 являются и ГАЗ Садко и уже ГАЗ Вепрь. Такие вот дела...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!