Найти в Дзене
Авиатехник

Случай с вертолётом Ми-6А близ Нефтеюганска в 1990-м году. Экипаж задел винтами провода ЛЭП из-за перегруза

Оглавление

Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами о необычном инциденте, который произошел неподалеку от Нефтеюганска в 1990-м году с советским вертолётом Ми-6А.

Машина имела бортовой номер СССР-21020. В эксплуатации находилась почти 15 лет (первый полёт в 1975 году).

Заводской номер - 0540. Серийный - 540.

Что же там произошло

Картинка для иллюстрации
Картинка для иллюстрации

В тот день, 21 мая 1990 года экипаж вертолёта Ми-6А, принадлежавшего Сургутскому объединенному авиаотряду (ОАО), осуществлял полёты по обслуживанию Горно-Правдинской нефтегазоразведочной экспедиции.

Вертолёт должен был перевезти груз массой 6 т. на внешней подвеске с одной площадки на другую. Груз был подцеплен, однако по-факту его масса была выше предполагаемой - 6 400 кг. Далее экипаж выполнил контрольное висение в зоне влияния воздушной подушки. На тот момент взлётная масса Ми-6А оказалась выше максимально допустимой.

-2

КВС приступил к разгону вдоль просеки, однако экипаж об этом не проинформировал. По курсу движения вертолёта (примерно в 200 метрах от места взлёта) находилась ЛЭП, высота которой составляла 41 метр.

При разгоне вертолёт постепенно начал снижаться из-за перегруза. КВС понимал, что столкновение с проводами ЛЭП неизбежно, однако он попытался увести вертолёт в сторону без сброса груза. В этот момент лопасти обоих винтов вертолёта Ми-6А столкнулись с проводами. Разрушились лопасти рулевого винта, затем произошло его отделение вместе с частью концевой балки.

-3

В результате случившегося вертолёт потерял управляемость и оказался на заболоченной местности. Экипаж чудом выжил, однако без последствий для некоторых не обошлось. Машина была потеряна и восстановлению не подлежала.

Всё, что осталось от борта СССР-21020
Всё, что осталось от борта СССР-21020

Комиссия сделала следующие выводы: столкновение с проводами ЛЭП произошло по ряду причин. Во-первых, была превышена максимально допустимая взлётная масса. Также был неправильно выбран метод взлёта в зоне влияния "воздушной подушки". Рельеф местности и препятствия в виде ЛЭП учтены не были.

И в заключении - комиссия выявила неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа друг с другом, а также низкий уровень дисциплины.

В советские годы, да и в начале 90-х подобных случаев было немало. Чаще всего они были связаны с перегрузом, либо неправильными действиями экипажа. В качестве примера могу привести одну из своих прошлых статей, где экипаж вертолёта Ми-6 осуществлял установку памятника на кладбище г. Челябинска и чуть не потерял машину:

Что вы думаете об истории борта СССР-21020? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!

Буду рад, если вы поддержите статью пальцем вверх и подпишитесь на канал Авиатехник!

Не спешите уходить! Смотрите интересный ролик на моём YouTube-канале: