Найти в Дзене
УАЗбука - не только про УАЗ!

Красный, зеленый, а может быть синий? - Как выбрать антифриз

Рано или поздно, но охлаждающую жидкость (сокращенно ОЖ) в двигателе приходится менять. (Вы кстати делаете плановую замену, или думаете что её менять не нужно?)

В разнообразии охлаждающих жидкостей нетрудно заблудиться
В разнообразии охлаждающих жидкостей нетрудно заблудиться

Владельцам гарантийных автомобилей тут особо и думать то не надо - всё сделают мастера на официальном сервисе. Сами выберут нужный антифриз, сами поменяют. Хотя расслабляться и тут не стоит - факт замены "охлаждайки" лучше всё же проконтролировать.

На вопрос "Когда менять охлаждающую жидкость?" ответить тоже просто - это прописано в сервисной книжке на автомобиль. Как правило замена требуется после 2-3 лет эксплуатации или после достижения пробега в 60-90 тысяч километров, в зависимости от того, что наступает раньше.

Другое дело, если вы обслуживаете машину сами и вам надо самостоятельно сделать выбор антифриза. Тем паче, что свою машину хочется "кормить" качественными жидкостями, будь то бензин, масло или как в нашем случае "охлаждайка".

ТОСОЛ всегда синего цвета - это дань традиции
ТОСОЛ всегда синего цвета - это дань традиции

Кстати, автолюбители со стажем помнят те времена, когда никакого выбора не было. Был только синенький Тосол. Но с появлением иномарок, появились и невиданные жидкости называемые Антифриз. Причем абсолютно все гаражные мастера уверяли, что если смешать эти два "напитка" то двигателю сразу настанет ... капитальный ремонт :)

К тому же Антифриз появился не единообразный как Тосол, он появился разноцветный: Синий, Красный, Желтый, Зеленый.

Канистры с антифризами - как "светофор" все яркие и разных цветов
Канистры с антифризами - как "светофор" все яркие и разных цветов

Опять же "доморощенные специалисты" запугивали людей, что если смешать антифризы разных цветов, то наступит химическая реакция и результатом станет... Правильно, опять "капиталка" двигателя.

Что ж давайте вместе разберемся, что к чему, тем более что это не так уж и сложно.

Начнем с того, что Тосол это тоже Антифриз!
Ведь английское название anti + freeze переводится как "анти" и "замерзать". Т.е. жидкость/раствор который не замерзает. Под это понятие подходят практически все охлаждающие жидкости.

Что же касается Тосола, то это как сейчас бы сказали торговая марка. Разработан он был в НИИ органической химии и технологии. Первые буквы отражают аббревиатуру отдела института, в котором изобрели его рецептуру: "ТОС" - "Технология органического синтеза" + окончание "ол", которое присваивают спиртам (этанол, метанол, бутанол и т.д.)

Антифриз ориентированный на отечественные автомобили, традиционно, окрашивают в синий цвет
Антифриз ориентированный на отечественные автомобили, традиционно, окрашивают в синий цвет

Мы привыкли к тому, что Тосол окрашен синим цветом. Но это всего лишь дань традиции. Поскольку нет единого стандарта на охлаждающие жидкости. Цвет, а точнее цветовой маркер, добавляет сам производитель по принципу - как ему удобнее.

Хотя со временем сложилась некоторая системность добавления цветовых маркеров, но подчеркну, что это всего-лишь традиция, а не стандарт.
Так что ориентируясь только на цвет жидкости нельзя однозначно сказать можно ли её заливать в ваш автомобиль, можно ли смешивать с другим антифризом.

Так как же быть?
А все достаточно просто: раз единого стандарта нет, а классифицировать антифризы как-то надо, то в итоге большинство производителей ориентируются на классификацию, которую придумал Volkswagen.

Антифризы класса G11
Антифризы класса G11

По ней антифризы разделены на классы.

Самый первый класс G11 был придуман в то время, когда в системе охлаждения использовалось много разных металлов - от чугуна в блоке двигателя, до медных радиаторов и латунных кранов. Поэтому к основе (этиленгликоль) добавлялся пакет присадок (силикаты, нитраты, бораты, фосфаты). Присадки образовывали на всех поверхностях, с которыми соприкасались, защитную пленку препятствующую их разрушению.

Правда пленка сужала каналы охлаждения и снижала теплопроводность. Но на старых двигателях это было неактуально. Там и каналы большого сечения, и теплонагруженность рассчитывалась из учета заправки системой водой :)

В развитием автомобилестроения, с развитием двигателестроения потребовалось отводить больше тепла. Такой роскоши как толстая пленка из силикатных отложений по всей системе охлаждения производители себе уже позволить не могли и создали следующий класс G12.

Антифризы одного класса, одного производителя, также могут отличаться по пакету присадок
Антифризы одного класса, одного производителя, также могут отличаться по пакету присадок

Его основой служит все тот же этиленгликоль, но присадки другие. Вместо неорганических присадок, тут органика. Присадки делают на основе органических (карбоновых) кислот - так называемые карбоксилатные добавки. Эти присадки создают защитную пленку не по всей поверхности системы, а только там где появляется коррозия. К тому же пленка очень тонкая, порядка 0,1 микрона.
К сожалению, защитная пленка начинает работать (создаваться), когда очаг коррозии
уже появился. А это как бы немного поздно.

Чтобы предотвратить возникновение коррозии решили в G12 добавить свойства G11. Так появилась технология G12+.

Антифриз класса G12+
Антифриз класса G12+

В G12+ есть как органические добавки так и небольшое количество неорганических. Система охлаждения защищена постоянно. Дальнейшим улучшением стало появление G12++ где изменились только пропорции, сам же состав остался неизменным.

Сейчас борьба за экологию и экологичность добралась и до антифризов. Под давлением экологов "вредный" этиленгликоль заменили на более "безвредный" пропиленгликоль и создали класс G13 (Хотя сам завод VW отказался от G13 спустя несколько лет использования и вернулся к G12).
Характеристики этого антифриза близки к характеристикам предыдущего класса G12.

На антифризах класса G12 указано, что они содержат органические добавки
На антифризах класса G12 указано, что они содержат органические добавки

Теперь вопрос: Какой же антифриз подобрать для вашего автомобиля?
Ответ одновременно и прост и сложен!

Прост, потому как надо пользоваться антифризом рекомендованным производителем вашего автомобиля. А сложен он по двум причинам.

Во первых производители стали "шифровать" марку антифриза под своим брендом. Например НИССАН для Кашкая рекомендует заливать антифриз Nissan Coolant L248 Premix, РЕНО в Дастер рекомендует антифриз Renault Glaceol RX Type D, в ТОЙОТА в RAV4 советует только антифриз Toyota Super Long life coolan. Но ведь ни Ниссан, ни Рено, ни Тойота не производят ОЖ, как не производит его и большинство других автоконцернов. Просто они продают антифризы под своей маркой накручивая цену и получая дополнительную прибыль.

Если у вас суровые зимы, то выбирайте антифриз с улучшенными температурными характеристиками, например этот рассчитан до -45 градусов
Если у вас суровые зимы, то выбирайте антифриз с улучшенными температурными характеристиками, например этот рассчитан до -45 градусов

Кстати, наши заводы хотя и начали клеить на канистры свой логотип, все ещё оставили в инструкции по эксплуатации упоминание о заменах.
Например УАЗ, написал:
Рекомендуемая ОЖ: антифриз UAZ G12. Допускается замена: ТОСОЛ А-40М...
Причем там же в инструкции четко сказано, что при замене ОЖ нужно обязательно промыть систему охлаждения. Ведь антифризы G12 и G11 смешивать нельзя!

А вот смешивать одноклассников G12, G12+ и G12++ допускается, как и можно смешивать G11 с G11. Но все же крайне желательно при замене одного антифриза на антифриз другого производителя промыть всю систему. Ведь единого стандарта нет, поэтому чисто теоретически разные присадки в старом и в новом антифризе могут конфликтовать. Хотя практически я такого уже давно не припомню.

Смешивать антифризы с разными основаниями нельзя
Смешивать антифризы с разными основаниями нельзя

Подведем итог:
Для старых двигателей надо применять антифриз класса G11.
Для современных двигателей подходит антифриз, рекомендованный производителем, класса G12, G12+, G12++ и G13.
Смешивать G11 и G12/G13 нельзя.
При замене антифриза одного производителя на антифриз другого производителя надо промыть систему охлаждения.

Чтобы не мучится с промывкой, выберете для себя одного, проверенного производителя охлаждающей жидкости и заливайте/доливайте/меняйте антифриз только одной марки.

А как можно проверить качество антифриза в домашних условиях мы поговорим в следующей статье.