Рано или поздно, но охлаждающую жидкость (сокращенно ОЖ) в двигателе приходится менять. (Вы кстати делаете плановую замену, или думаете что её менять не нужно?)
Владельцам гарантийных автомобилей тут особо и думать то не надо - всё сделают мастера на официальном сервисе. Сами выберут нужный антифриз, сами поменяют. Хотя расслабляться и тут не стоит - факт замены "охлаждайки" лучше всё же проконтролировать.
На вопрос "Когда менять охлаждающую жидкость?" ответить тоже просто - это прописано в сервисной книжке на автомобиль. Как правило замена требуется после 2-3 лет эксплуатации или после достижения пробега в 60-90 тысяч километров, в зависимости от того, что наступает раньше.
Другое дело, если вы обслуживаете машину сами и вам надо самостоятельно сделать выбор антифриза. Тем паче, что свою машину хочется "кормить" качественными жидкостями, будь то бензин, масло или как в нашем случае "охлаждайка".
Кстати, автолюбители со стажем помнят те времена, когда никакого выбора не было. Был только синенький Тосол. Но с появлением иномарок, появились и невиданные жидкости называемые Антифриз. Причем абсолютно все гаражные мастера уверяли, что если смешать эти два "напитка" то двигателю сразу настанет ... капитальный ремонт :)
К тому же Антифриз появился не единообразный как Тосол, он появился разноцветный: Синий, Красный, Желтый, Зеленый.
Опять же "доморощенные специалисты" запугивали людей, что если смешать антифризы разных цветов, то наступит химическая реакция и результатом станет... Правильно, опять "капиталка" двигателя.
Что ж давайте вместе разберемся, что к чему, тем более что это не так уж и сложно.
Начнем с того, что Тосол это тоже Антифриз!
Ведь английское название anti + freeze переводится как "анти" и "замерзать". Т.е. жидкость/раствор который не замерзает. Под это понятие подходят практически все охлаждающие жидкости.
Что же касается Тосола, то это как сейчас бы сказали торговая марка. Разработан он был в НИИ органической химии и технологии. Первые буквы отражают аббревиатуру отдела института, в котором изобрели его рецептуру: "ТОС" - "Технология органического синтеза" + окончание "ол", которое присваивают спиртам (этанол, метанол, бутанол и т.д.)
Мы привыкли к тому, что Тосол окрашен синим цветом. Но это всего лишь дань традиции. Поскольку нет единого стандарта на охлаждающие жидкости. Цвет, а точнее цветовой маркер, добавляет сам производитель по принципу - как ему удобнее.
Хотя со временем сложилась некоторая системность добавления цветовых маркеров, но подчеркну, что это всего-лишь традиция, а не стандарт.
Так что ориентируясь только на цвет жидкости нельзя однозначно сказать можно ли её заливать в ваш автомобиль, можно ли смешивать с другим антифризом.
Так как же быть?
А все достаточно просто: раз единого стандарта нет, а классифицировать антифризы как-то надо, то в итоге большинство производителей ориентируются на классификацию, которую придумал Volkswagen.
По ней антифризы разделены на классы.
Самый первый класс G11 был придуман в то время, когда в системе охлаждения использовалось много разных металлов - от чугуна в блоке двигателя, до медных радиаторов и латунных кранов. Поэтому к основе (этиленгликоль) добавлялся пакет присадок (силикаты, нитраты, бораты, фосфаты). Присадки образовывали на всех поверхностях, с которыми соприкасались, защитную пленку препятствующую их разрушению.
Правда пленка сужала каналы охлаждения и снижала теплопроводность. Но на старых двигателях это было неактуально. Там и каналы большого сечения, и теплонагруженность рассчитывалась из учета заправки системой водой :)
В развитием автомобилестроения, с развитием двигателестроения потребовалось отводить больше тепла. Такой роскоши как толстая пленка из силикатных отложений по всей системе охлаждения производители себе уже позволить не могли и создали следующий класс G12.
Его основой служит все тот же этиленгликоль, но присадки другие. Вместо неорганических присадок, тут органика. Присадки делают на основе органических (карбоновых) кислот - так называемые карбоксилатные добавки. Эти присадки создают защитную пленку не по всей поверхности системы, а только там где появляется коррозия. К тому же пленка очень тонкая, порядка 0,1 микрона.
К сожалению, защитная пленка начинает работать (создаваться), когда очаг коррозии уже появился. А это как бы немного поздно.
Чтобы предотвратить возникновение коррозии решили в G12 добавить свойства G11. Так появилась технология G12+.
В G12+ есть как органические добавки так и небольшое количество неорганических. Система охлаждения защищена постоянно. Дальнейшим улучшением стало появление G12++ где изменились только пропорции, сам же состав остался неизменным.
Сейчас борьба за экологию и экологичность добралась и до антифризов. Под давлением экологов "вредный" этиленгликоль заменили на более "безвредный" пропиленгликоль и создали класс G13 (Хотя сам завод VW отказался от G13 спустя несколько лет использования и вернулся к G12).
Характеристики этого антифриза близки к характеристикам предыдущего класса G12.
Теперь вопрос: Какой же антифриз подобрать для вашего автомобиля?
Ответ одновременно и прост и сложен!
Прост, потому как надо пользоваться антифризом рекомендованным производителем вашего автомобиля. А сложен он по двум причинам.
Во первых производители стали "шифровать" марку антифриза под своим брендом. Например НИССАН для Кашкая рекомендует заливать антифриз Nissan Coolant L248 Premix, РЕНО в Дастер рекомендует антифриз Renault Glaceol RX Type D, в ТОЙОТА в RAV4 советует только антифриз Toyota Super Long life coolan. Но ведь ни Ниссан, ни Рено, ни Тойота не производят ОЖ, как не производит его и большинство других автоконцернов. Просто они продают антифризы под своей маркой накручивая цену и получая дополнительную прибыль.
Кстати, наши заводы хотя и начали клеить на канистры свой логотип, все ещё оставили в инструкции по эксплуатации упоминание о заменах.
Например УАЗ, написал: Рекомендуемая ОЖ: антифриз UAZ G12. Допускается замена: ТОСОЛ А-40М...
Причем там же в инструкции четко сказано, что при замене ОЖ нужно обязательно промыть систему охлаждения. Ведь антифризы G12 и G11 смешивать нельзя!
А вот смешивать одноклассников G12, G12+ и G12++ допускается, как и можно смешивать G11 с G11. Но все же крайне желательно при замене одного антифриза на антифриз другого производителя промыть всю систему. Ведь единого стандарта нет, поэтому чисто теоретически разные присадки в старом и в новом антифризе могут конфликтовать. Хотя практически я такого уже давно не припомню.
Подведем итог:
Для старых двигателей надо применять антифриз класса G11.
Для современных двигателей подходит антифриз, рекомендованный производителем, класса G12, G12+, G12++ и G13.
Смешивать G11 и G12/G13 нельзя.
При замене антифриза одного производителя на антифриз другого производителя надо промыть систему охлаждения.
Чтобы не мучится с промывкой, выберете для себя одного, проверенного производителя охлаждающей жидкости и заливайте/доливайте/меняйте антифриз только одной марки.
А как можно проверить качество антифриза в домашних условиях мы поговорим в следующей статье.