Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Основные конструктивные особенности фронтового истребителя МиГ-15 в сравнении с Ла-15. Часть первая.

Оглавление

Здравствуйте. Перейдем к технической части обзора по фронтовому истребителю МиГ-15. Основной этап разработки этого самолета завершился примерно в конце 1948 года. По итогам проведенных испытаний было принято решение о запуске машины в крупносерийное производство. Развернуто оно было сразу не нескольких заводах. Это завод № 1 в Куйбышеве, завод № 381 в Москве и завод № 153 в Новосибирске. Серийный вариант истребителя был доработан по сравнению с опытными экземплярами (к примеру был установлен двигатель РД-45Ф, заменен аккумулятор, устранена вибрация при стрельбе из 37-мм пушки, установлен новый прицел, доработано радиооборудование, повышена эффективность элеронов и т. д.). Войсковые испытания МиГ-15 проводились в подмосковной Кубинке на базе 29-м ГвИАП из состава 324-й ИАД в период с 20 мая по 15 сентября 1949 года. Впоследствии, к выпуску истребителей различных модификаций, подключили еще несколько предприятий. К примеру это завод № 21 в Горьком, завод № 126 в Комсомольске на Амуре и т. д. Если говорить о горьковском заводе, то на период начала 1949 года он занимался выпуском поршневых истребителей Ла-11 (последние машины были собраны в первом квартале) и реактивных Ла-15. Производство последнего было ограниченным. 14 мая 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР за номером 1889-699сс, а 20 мая вышел соответствующий приказ МАП, согласно которому заводу предписывалось наладить выпуск самолета МиГ-15 с двигателем ВК-1. Машине был присвоен заводской индекс "53". За эталон к серийному производству был принят МиГ-15 № 105015. Согласно плана на 1950 год, заводу предписывалось выпустить 350 машин. Мы не случайно вспомнили именно горьковский завод. На протяжении нескольких лет это предприятие было ориентировано на производство самолетов разработки ОКБ С. А. Лавочкина. И именно с Ла-15 мы и будем сравнить конструкцию истребителя МиГ-15 с РД-45Ф. Сегодня же более конкретно рассмотрим общую компоновку и конструкцию фюзеляжа.

Модель истребителя МиГ-15. Автор модели: Евгений (ujine). https://karopka.ru/
Модель истребителя МиГ-15. Автор модели: Евгений (ujine). https://karopka.ru/

Общая компоновка самолета.

В целом истребитель МиГ-15 представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции со стреловидным крылом и классическим стреловидным однокилевым оперением. Экипаж состоял из одного человека. В передней части фюзеляжа находились: каналы воздухозаборника, фотопулемет, посадочная фара, аккумулятор и кислородные баллоны. Также в ней располагалась герметическая кабина летчика со всем необходимым специальным оборудованием и катапультируемым креслом, отсек для уборки передней стойки шасси и основные составляющие системы вооружения (к примеру ящики со снарядами, узлы крепления, гильзоотводы, звеньеотводы). Сами пушки (37-мм Н-37 и две 23-мм НС-23КМ) при этом были смонтированы на лафете с подъемным механизмом. В центральной части фюзеляжа находилось различное оборудование и агрегаты основных функциональных систем (в первую очередь это основной фюзеляжный топливный бак). На этом же уровне осуществлялось крепление крыла самолета. Внутри фюзеляжа предусматривались отсеки для прокладки трубопроводов, электропроводки и т. д. В качестве силовой установки применялся турбореактивный двигатель РД-45Ф с максимальной тягой 2270 кг. Располагался он в задней части фюзеляжа. В ней же находились узлы сопутствующих систем (к примеру второй топливный бак), места крепления оперения и тормозных щитков, выхлопная труба. На скриншоте ниже приведена общая схема компоновки истребителя МиГ-15.

Общая компоновочная схема истребителя МиГ-15.
Общая компоновочная схема истребителя МиГ-15.

У самолета Ла-15 была схожая компоновка. Он также представлял собой одноместный свободнонесущий цельнометаллический моноплан (но с высокорасположенным стреловидным крылом), но с применением турбореактивного двигателя РД-500 (Ссылка на статью), который располагался в средней части фюзеляжа. Использование другой силовой установки естественно вели за собой изменения во всех сопутствующих системах (топливной системе, маслосистеме). Естественно за этим следовали различия в местах установки соответствующих узлов и агрегатов этих систем. Также стоит отметить, что основные стойки шасси у Ла-15 убирались во внутрифюзеляжные ниши, а у МиГ-15 в крыло. Существенные изменения были и в системе вооружения. У изделия созданного в ОКБ-301 применялось три 23-мм пушки. Теперь приступим к непосредственному сравнению конструктивных особенностей и некоторых систем этих самолетов.

Конструкция фюзеляжа.

На истребителе Ла-15 фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок. Он имел обтекаемую сигарообразную форму. Состоял фюзеляж из передней и задней части. Стыковка этих двух половин осуществлялась на уровне четырнадцатого шпангоута с помощью 56 специальных болтов. На самолете МиГ-15 фюзеляж также представлял собой полумонокок обтекаемой формы, который был разбит на две половины на уровне тринадцатого шпангоута. Каркас передней части фюзеляжа Ла-15 состоял из четырех лонжеронов, четырнадцати шпангоутов, набора разрезных стрингеров, трех полурам, дополнительных диафрагм, балок и профилей. Кабина летчика располагалась на уровне между третьим и седьмым шпангоутом. Снизу она ограничивалась полом, а сверху фонарем каплевидной формы. Крепление крыла осуществлялось на уровне между восьмым и одиннадцатым шпангоутом. Узлы крепления двигателя находились на четырнадцатом шпангоуте.

Каркас фюзеляжа истребителя Ла-15.
Каркас фюзеляжа истребителя Ла-15.

На МиГ-15 силовой каркас передней части фюзеляжа состоял из тринадцати основных и трех дополнительных шпангоутов, четырех лонжеронов и некоторых дополнительных элементов. Герметическая кабина же располагалась на уровне от четвертого до девятого шпангоута. Узлы крепления крыла размещались на девятом и тринадцатом шпангоуте. Также на тринадцатом шпангоуте крепилась рама для подвески двигателя и сопутствующих агрегатов. Что касается задней части фюзеляжа, то на Ла-15 его каркас состоял из двенадцати шпангоутов и набора стрингеров. Лонжеронов в нем не было. На истребителе МиГ-15 каркас хвостовой части состоял из семнадцати шпангоутов, десяти лонжеронов и набора стрингеров. На Ла-15 в хвостовой части фюзеляжа, на уровне между четырнадцатым и двадцать пятым шпангоутами крепился подфюзеляжный киль. Створки воздушного тормоза размещались по обоим бортам на уровне между двадцать третьим и двадцать четвертыми шпангоутами. Они были выполнены из магниевого сплава МЛ5.

Схема каркаса носовой части фюзеляжа МиГ-15.
Схема каркаса носовой части фюзеляжа МиГ-15.

На МиГ-15 подфюзеляжного киля не было. Тормозные щитки находились на уровне между двадцать пятым и двадцать восьмым шпангоутом. Элементы каркаса как в передней, так и в задний части фюзеляжа обоих самолетов имели уникальную конструкцию. К примеру на Ла-15 стрингеры были выполнены из прессованных профилей углового и таврового сечения (материал Д16М). Шпангоуты были склепаны из различных профилей, боковин, угольников и стенок. Часть из них были усилены (те где находились узлы крепления различных агрегатов). Элементы шпангоутов изготавливались из листового дюралюминия Д16М, Д17М, сплавов В95Ф и В95М. В качестве обшивки применялся листовой дюралюминий марок Д17Т, Д16ТВ и Д16Т. Толщина листов находилась в диапазоне от 1 до 1,5 мм. В местах стыка фюзеляжа с оперением и крылом были добавлены зализы. На МиГ-15 обшивка была выполнена из дюралюминиевых листов и панелей, которые крепились потайными заклепками. У обоих самолетов были предусмотрены технологические лючки для доступа к установленному внутри фюзеляжа оборудованию. К примеру у МиГ-15, в передней части фюзеляжа, располагался нижний люк для монтажа и демонтажа основного топливного бака. А в хвостовой части фюзеляжа, на уровне между двадцать первым и двадцать четвертым шпангоутом, находился люк для доступа к заднему топливного баку.

Схема хвостовой части фюзеляжа МиГ-15.
Схема хвостовой части фюзеляжа МиГ-15.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://karopka.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Самолет Ла-15. Техническое описание под редакцией Н. Н. Пискарева, книга Самолет МиГ-15. Техническое описание под редакцией А. Г. Брунова, книга Р. А. Беляков. Самолеты "МиГ", книга Я. А. Исаенко, Н. Д. Левадный, А. М. Элькинбард. Летчики, испытания, самолеты, книга Е. П. Торба, В. В. Свечников. Летные испытания самолетов, журнал Авиация и космонавтика.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).