На самом деле, никакого противопоставления машин в этой статье не будет: они ведь предназначены для разной «целевой аудитории», если так можно выразиться. А что их объединяет – это место производства (нижегородский завод «Промышленные технологии») и тип установленного кузова. В качестве медицинского салона и там, и там использован кубический кузов из семейства Prima, собранный на легком и прочном каркасе из алюминиевых панелей с нержавеющей обшивкой из композитов, не имеющий внутри выступающих колесных арок и объединенный с кабиной в единую жесткую конструкцию. Ничего не скажешь: выглядят машины по-фирменному!
А почему на бортах обеих машин написано «Швабе – СпецАвто»? Сейчас объясню. Дело в том, что на Промтехе еще с тех самых времен, когда завод работал под брендом Самотлор-НН, старались по максимуму выпускать все автокомпоненты медицинских автомобилей самостоятельно – от мебели и сидений до элементов отделки салона и проблесковых маячков. Но вот изготавливать такие узкоспециализированные вещи, как медицинское оборудование вроде дефибрилляторов или аппаратов ИВЛ, не имело смысла: такие компоненты всегда приобретали на стороне. Так вот, теперь же Промтех создал совместное предприятие с компанией по производству медоборудования Швабе, входящей в госкорпорацию Ростех. Конечный продукт этого СП – медицинские автомобили, которые будут приобретаться по госконтрактам: Промтех будет изготавливать для них кузова, а Швабе – отвечать за медицинскую «начинку». Учитывая административный ресурс Ростеха, участие в таком СП для Промтеха дело явно выгодное.
Ну, а теперь перейдем собственно к машинам. Нетрудно догадаться, что LADA Prima на базе классической Нивы (которая нынче именуется Niva Legend) предназначена в первую очередь для эксплуатации вдали от крупных городов. Для меня это первое знакомство с Нивой в ее нынешнем обличье после относительно недавних модернизаций – с новой панелью приборов, новой «мордашкой» и эффектной диодной оптикой. Дизайн панели в целом понравился: в почти 50-летний кузов сложно вписать что-то более удачное:
Исполнение центральной части панели приборов с блоком управления климатом напомнило мне Гранту. А вот комплектация машины – как была «барабан», так и осталась. Особенно мне понравился центральный блок кнопок, где есть одна центральная кнопка «аварийки», по краям от которой – шесть заглушек )) Рулевая колонка как не регулировалась, так и не регулируется (спасибо, хоть гидроусилитель ставят), зеркала – с ручными регулировками и без подогрева, вместо магнитолы – дырка формата 1-DIN в «бороде»… Ну, хоть электростеклоподъемники есть – и то хорошо: просто, как я понимаю, производство и монтаж механических стеклоподъемников нынче обходится едва ли не дороже электрических!
Как следует хлопнув дверью (традиция со времен «жигулей»!), занимаю место за рулем Нивы и предаюсь ностальгии. По лицу растекается улыбка: накладки на педалях и подрулевые рычажки как в «жигулях» 1970-х годов, левое расположение замка зажигания… Классика! Конструкции машины почти полвека, но если отставить стеб – я до сих пор чувствую себя в ней за рулем «в своей тарелке», и даже специфическая эргономика Нивы отторжения у меня не вызывает. Напротив, быстро нахожу плюсы нового интерьера: большой бардачок, две розетки, удобное управление «печкой» без дурацких ползунков. И места по длине в кабине мне при росте 187 смвполне хватает, несмотря на глухую перегородку сразу позади сиденья. В общем, несмотря на свою чрезвычайную простоту, Нива в 2021-м к водителю куда более дружелюбна, чем другая живая легенда – ульяновская «буханка».
Вообще, если быть точным, в основе этой «скорой» лежит не простая Нива, а полурамный пикап ВИС-2346. У него задняя подвеска изначально выполнена на двух основных и двух дополнительных продольных рессорах, вступающих в работу лишь под нагрузкой. А контрукторы Промтеха дополнили подвеску пикапа двумя пневмобаллонами, смонтированными между поперечиной полурамы и балкой заднего моста. Подобным образом была дооборудована и подвеска фургона LADA Largus Prima, на котором я поездил до Нивы. Однако у Niva Prima пульт управления пневмоподвеской расположен явно более безопасно и рационально – на полу кабины между сидений водителя и пассажира. Баллоны на тестовой машине, учитывая солидный вес медицинского модуля, были накачаны до 5 атмосфер, при этом в отсутствие пассажиров дополнительные рессоры задней подвески еще не вступают в работу.
Размер будки Prima для Нивы чуть поменьше, чем для Ларгуса. В обличье грузового фургона Niva Prima вмещает до 5,5 кубометров. А что в формате «скорой»? Внутри, в медицинском салоне – просторно: два места для медперсонала, носилки, вдоль левого борта – мебель для медицинского оборудования. При высоте потолка на уровне 1350 мм полноценно стоять там, конечно, невозможно. Но пройти, пригнувшись, из одного конца салона в другой совсем несложно.
В отличие от Примы в обличье грузового фургона, проем боковой двери у «скорой» опущен существенно ниже, а за ним скрываются целых две ступени. Ибо плата за отсутствие выступающих внутрь колесных арок – поднятый довольно высоко над землей уровень пола. По этой причине кузов Prima, на мой взгляд, плохо подходит Ниве как грузопассажирский (хотя такие версии Промтехом созданы): пассажиры в модуле сидят намного выше людей в кабине, и по этой причине в задней стенке кабины невозможно сделать переговорное окно. Но в случае со «скорой», где сообщение медицинского салона с кабиной не обязательно, этот недостаток вторичен. Что же касается замечаний после осмотра кузова Prima, то мне бросилась в глаза неотрегулированная дверь в задней стенке, одна из створок которой в закрытом состоянии люфтила и постукивала.
Под капотом любой Нивы нынче может стоять любой мотор, при условии, что это 1,7-литровый ВАЗ-21214 мощностью аж 83 силы. То есть да: он слабее, чем 8-клапанный мотор Гранты. Так что разгоняется Нива совсем неспешно, хоть и она и является «скорой» по своей сути. Но вот что я хочу сказать: поведение машины на дороге мне даже понравилось. Мягкий ход, крены – едва ли не меньше, чем у Ларгуса с кузовом Prima (возможно, не только из-за меньшего размера будки, но и в силу большего давления в баллонах при заездах). В целом автомобиль воспринимается очень гармоничным, с мягкой подвеской, которая способна «съесть» любые ямы и колдобины. В общем, в качестве скорой помощи для сельских районов – вполне себе вариант.
Другая машина – «скорая» на шасси ГАЗели NEXT, кузов которой тоже относится к семейству Прима. Конечно, по размерам «газелевская» Прима существенно крупнее той, что монтируют на автомобили LADA, но принцип тот же самый: это кубический модульный кузов, состыкованный с кабиной. Высота потолка в таком кузове – уже 180 см, что многим позволяет свободно перемещаться по салону в полный рост.
Что однозначно оценят водители на всех станциях скорой помощи – так это то, что у ГАЗель NEXT Prima кузов выполнен в одном габарите по ширине вместе с кабиной, не выступая за крайние точки передних крыльев. Когда бригада «скорой» протискивается ночью через заставленные машинами дворовые территории, счет идет на каждый сантиметр!
Интерьер кабины у «скорой» – совершенно стандартный «некстовский»: из нестандартного тут только тангента от СГУ вместе с кнопками управления сиреной и маяками. Очень скоро этот интерьер станет достоянием истории, ведь ГАЗель NEXT со дня на день снимут с конвейера, заменив ГАЗелью NN. В сравнении с новыми Спринтерами или Крафтерами кабина Некста простовата. Однако тем, кого пересадят сюда работать с санитарной «буханки» УАЗ-3962, почувствуют себя в раю: выверенная эргономика, довольно удобное сиденье с откидным подлокотником, несколько бардачков, рычаг коробки передач в виде джойстика… Одним словом, ГАЗель NEXT – добротный рабочий инструмент, хоть ей и пошел уже девятый год. Посетовать могу только на то, что медикам снова достается машина в очень простой комплектации – здесь тоже нет ни магнитолы, ни «противотуманок», ни блокировки дифференциала… Хотя обогрев зеркал и кондиционер здесь уже имеются, в отличие от Нивы.
На ходу ГАЗель NEXT Prima мне понравилась больше, чем Largus Prima и Niva Legend Prima, потому что… я не ощутил какого-то изменения в поведении такой «скорой» в сравнении с обычной грузовой ГАЗелью NEXT. Машина осталась на ходу такой же приятной, и никакого ухудшения по части управляемости или величины кренов я не ощутил вообще. И плавность хода у машины получилась хорошая.
Максимально я разгонялся на ГАЗели примерно до 80-90 км/ч, при этом в кабине отсутствовали аэродинамические шумы со стороны кузова, и не возникало ощущения, что на скорости машина начинает упираться в стену из воздуха. Заслуга этого – в хорошей аэродинамике: сопряжение кабины и кузова укрыто массивным обтекателем, проблесковые маяки в который вставлены заподлицо. Такое внимание к аэродинамике вдвойне важно, если вспомнить, что «скорые» под гостендеры комплектуются чахлым бензиновым мотором Evotech мощностью 107 л.с. Он не наделяет ГАЗель сколько-нибудь завидной динамикой, однако разгоняется она все же поактивнее, чем «скорая» на базе Нивы.
Кстати, у меня ведь среди читателей есть люди, связанные с работой в службе скорой помощи – помню это по комментариям к другим статьям. Напишите, пожалуйста, с профессиональной точки зрения, как вы оцениваете новые «промтеховские» машины! Особенно в сравнении с теми машинами, которые приходили по гостендерам раньше. Будет интересно послушать! А мне остается сделать анонс относительно того, что в ближайшее время вас ждет статья по тесту очень неоднозначного микроавтобуса с кузовом Prima на шасси Соболя 4х4, а также оставить ссылки на мои прежние статьи по Промтеху:
- ВОТ ТУТ можно посмотреть экскурсию на производство Промтеха,
- А ВОТ ЗДЕСЬ – небольшой тест фургона LADA Largus Prima